Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2002 N ГКПИ02-565 В удовлетворении заявления о признании недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия Постановления Правительства РФ “О мерах по упорядочению временного пребывания беженцев в г. Москве“ от 13.10.1993 N 1049 отказано, поскольку оспариваемое Постановление издано Правительством РФ в пределах своей компетенции, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и свобод граждан.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2002 г. N ГКПИ02-565

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Горохова Б.А.,

при секретаре С.,

с участием прокурора

Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июня 2002 г. гражданское дело по заявлению К. о признании недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 г. N 1049 “О мерах по упорядочению временного пребывания беженцев в г. Москве“,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 г. N 1049 “О мерах по упорядочению временного пребывания беженцев в г. Москве“, ссылаясь на то, что оно противоречит законодательству, определяющему режим чрезвычайного положения. Заявитель ссылается на то, что данным Постановлением были нарушены его права - право на жилище, медицинское обслуживание, право избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В судебном заседании заявитель К. и его представители Б.Е. и К.С. заявленные требования поддержали.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Б.И. и Б.Ю. заявление К. не признали, считают его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных К. требований не усматривает.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 г. N 1049 “О мерах по упорядочению временного пребывания беженцев в г. Москве“ содержит в себе следующие нормы:

“В целях обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 октября 1993 г. N 1580 “О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе
Москве“ и укрепления правопорядка в г. Москве, соответствующего статусу столицы Российской Федерации, Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Согласиться с предложением правительства Москвы о переселении лиц, имеющих статус беженцев, из гостиниц и ведомственных общежитий.

2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством безопасности Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами, имеющими в своем составе воинские формирования, с участием Федеральной миграционной службы России, администраций Москвы, Московской области и прилегающих к ней областей в 2-недельный срок решить вопрос о передаче на баланс Федеральной миграционной службы России освобождающихся военных городков для временного проживания переселяемых лиц.

Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием в местах компактного размещения беженцев.

Правительствам республик в составе Российской Федерации, администрациям краев и областей совместно с Федеральной миграционной службой России определить объекты незавершенного жилищного строительства и обеспечить завершение строительства жилья за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации для постоянного места жительства лиц, переселяемых в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления.

3. Федеральной миграционной службе России совместно с правительством Москвы по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей в месячный срок подготовить и представить на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации перечень мер поэтапного размещения переселяемых лиц в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления.

4. Министерству финансов Российской Федерации:

выделить правительству Москвы в 1993 году средства на финансирование расходов, связанных с переселением лиц в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления;

совместно с Федеральной миграционной службой России решить вопрос о финансировании расходов, связанных
с размещением и временным проживанием переселенных лиц.

Правительству Москвы, Федеральной миграционной службе России представить Министерству финансов Российской Федерации соответствующие расчеты по указанным расходам.

5. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой России обеспечить проведение переговоров с зарубежными государствами, с территорий которых прибыли беженцы, о заключении соглашений по вопросам добровольного возвращения данной категории лиц и возмещения расходов, связанных с их приемом и обустройством. Провести также переговоры по указанным вопросам с соответствующими международными организациями.

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службе России, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации с участием правительства Москвы определить порядок работы с лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации и незаконно находящимися на ее территории. По вопросам, требующим решения Совета Министров - Правительства Российской Федерации, в 2-недельный срок внести предложения.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службе России принять решение об упрощенном порядке и выдаче заграндокументов для выезда за границу Российской Федерации лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации и не имеющим оснований для дальнейшего пребывания на территории г. Москвы и Московской области“.

Как следует из преамбулы обжалуемого Постановления, оно принято не только в целях обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 октября 1993 г. N 1589 “О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве“, но и в целях укрепления правопорядка в г. Москве, соответствующего статусу столицы Российской Федерации. С учетом этого довод заявителя о том, что режим чрезвычайного положения действует лишь в течение 60 дней, следовательно, и
оспариваемое Постановление не может действовать более длительное время, обоснованным быть признан не может.

Заявление К. обосновывается противоречием норм обжалуемого Постановления нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В этой связи в судебном порядке при осуществлении нормоконтроля требования К. должны быть рассмотрены не только относительно целей принятия Постановления N 1049, указанных в его преамбуле, но и по содержанию этого действующего до настоящего времени нормативного правового акта.

Заявитель ссылается на то, что Постановление Правительства РФ от 13.10.93 N 1049 в нарушение федерального законодательства предусматривает административное выселение беженцев из занимаемых ими жилых помещений.

Этот довод не соответствует содержанию Постановления N 1049, в котором нет норм о принудительном выселении беженцев из занимаемых ими жилых помещений.

Норма пункта 1 Постановления о согласии с предложением правительства Москвы о переселении лиц, имеющих статус беженцев, из гостиниц и ведомственных общежитий не является дополнительным по сравнению с жилищным законодательством основанием для выселения беженцев из гостиниц и ведомственных общежитий. Содержание данной нормы сводится к созданию организационно-хозяйственных предпосылок для выполнения требований федерального законодательства о временном, до обеспечения постоянным жильем, размещении беженцев в помещениях специально созданного жилого фонда.

Если жилищные права заявителя, являющегося гражданином Российской Федерации, были нарушены незаконным выселением из конкретного жилого помещения, он имеет возможность оспорить это выселение в судебном порядке. Вместе с тем, если такое нарушение прав заявителя имело место, само по себе оно не является подтверждением его довода о незаконности обжалуемого Постановления Правительства РФ, поскольку противоречащих жилищному законодательству норм этот подзаконный нормативный правовой акт не содержит.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах“ лицо, признанное беженцем, имеет
право пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения. Аналогичное положение закреплено и в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 “О вынужденных переселенцах“. Из содержания указанных Федеральных законов следует, что в центрах временного проживания или в помещениях, предоставляемых для проживания из специальных фондов, размещенные в них лица проживают временно, до получения постоянного жилья в установленном порядке. Соответственно, регистрация в органе внутренних дел по месту нахождения такого помещения также производится на срок, в течение которого лицо находится в нем.

В соответствии с действующим законодательством беженцы пользуются правом на медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладают иными правами - правом на трудоустройство, обучение, получение социальной помощи. Оспариваемое же заявителем Постановление эти вопросы не регламентирует.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.02.93 N 4528-1 “О беженцах“ (в действующей на момент издания оспариваемого Постановления редакции) лицо, признанное беженцем, было вправе проживать в течение трех месяцев в месте временного поселения, в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органом Федеральной миграционной службы России, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание. Беженцы также пользовались всеми правами гражданина Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что К. никогда не имел статуса беженца, приобретенного на основании норм Закона РФ “О беженцах“, в связи с чем оспариваемое им Постановление на него не распространяется и не может ограничивать его права.

Довод заявителя о том, что до подтверждения гражданства Российской Федерации в судебном порядке он
имел статус беженца, присвоенный ему на основании подзаконных нормативных актов, непосредственного отношения к предмету судебного разбирательства по настоящему делу не имеет и основанием для признания незаконным оспариваемого Постановления быть признан не может.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 года N 1049 действующему законодательству не противоречит, издано Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции и не нарушает прав и свобод граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В целях реализации названной статьи Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ (с изменениями и дополнениями) определен порядок вступления в силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 10 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 “О
порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ (с изменениями и дополнениями) для вступления в силу нормативных правовых актов необходимым условием является официальное опубликование в “Российской газете“, а также в бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти издательства “Юридическая литература“ Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система“ (пункт 9 Указа).

Из приведенного текста оспариваемого Постановления Правительства РФ усматривается, что адресовано оно конкретным федеральным министерствам, ведомствам, службам, органам государственной власти г. Москвы и прав граждан не нарушает.

Текст оспариваемого Постановления был представлен суду самим заявителем, который имел возможность ознакомиться с ним не только в миграционной службе, но и в электронных общедоступных базах данных, включая НТЦПИ “Система“.

При указанных обстоятельствах заявленные К. требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 г. N 1049 “О мерах по упорядочению временного пребывания беженцев в Москве“ оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.