Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 19.04.2002 N ГКПИ2002-38 В удовлетворении заявления об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору РФ, утвержденного постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.01.1999 N 2, отказано, поскольку положения оспариваемого акта соответствуют действующему законодательству РФ, изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2002 г. N ГКПИ2002-38

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2, ссылаясь на то, что требования оспариваемого нормативного правового акта нарушают его право на эффективные средства правовой защиты. В судебном заседании К. поддержал заявление и пояснил, что положения оспариваемого нормативного акта об обязанности работников проходить внеочередную проверку знаний при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности нарушают его право на эффективные средства правовой защиты, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека.

Отсутствие в нормативном акте информации с разъяснением термина “нарушение требований промышленной безопасности“, какими средствами это доказывается, каков порядок предъявления администрацией этих требований, влечет то, что суд не в состоянии провести исследование и вынести справедливое решение.

Представители заинтересованных лиц: Госгортехнадзора С., Н., Минюста России Щ. - возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы Госгортехнадзором России в пределах его полномочий и не нарушают права и свободы граждан.

Выслушав объяснения заявителя К.,
представителей заинтересованных лиц: Госгортехнадзора России С., Н., Минюста России Щ., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11 января 1999 г. N 2 утверждено Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 1999 г. (регистрационный номер 1706).

Положение устанавливает порядок подготовки и аттестации и/или проверки знаний в области промышленной безопасности работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные работы, а также организаций, осуществляющих другие виды деятельности в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, на проведение которых выдается лицензия органами Госгортехнадзора России.

Подпунктом 26 п. 5 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841, предусмотрено, что Госгортехнадзор России устанавливает и контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов и рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности.

В силу Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования.

Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на
опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Проверка знаний в области промышленной безопасности включает в себя оценку знаний работниками отдельных правил, норм и инструкций по промышленной безопасности, утвержденных Госгортехнадзором России. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что внеочередная проверка знаний проводится при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности; при внедрении новых видов технических устройств и новых технологий на опасных производственных объектах; при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности; после происшедших аварий, несчастных случаев и инцидентов.

Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ в статье 9 устанавливает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с данными требованиями организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а работники опасного производственного объекта - проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Внеочередная проверка знаний работника в области промышленной безопасности при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.

Доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом его права на эффективные средства правовой защиты являются несостоятельными.

Как установлено в судебном заседании объяснениями самого заявителя и представителей заинтересованных лиц, К. обжаловал в судебном порядке увольнение с работы.

Несогласие работника с принятыми судебными постановлениями не свидетельствует, что при определении трудовых прав и обязанностей К. были нарушены права заявителя на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии со ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека каждый человек, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективные средства правовой защиты перед государственным
органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Положения оспариваемого нормативного правового акта не лишают заявителя средств правовой защиты.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление К. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.