Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15.05.2002 N 53пв-02 Жалоба об установлении противоречия федеральным законам законов субъектов Российской Федерации, а также принятых законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации иных нормативных актов подается в соответствующий суд субъекта Российской Федерации.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2002 г. N 53пв-02

(извлечение)

Г., проживающий в г. Кургане Курганской области, обратился в Курганский областной суд с жалобой о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 20 ноября 1997 г. N 201 “О социальных нормах площади жилья на территории Челябинской области“.

Определением судьи Курганского областного суда от 26 марта 2001 г. в принятии жалобы отказано на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 июня 2001 г. определение судьи Курганского областного суда отменила, жалобу Г. возвратила для рассмотрения в Курганский областной суд.

Президиум Верховного Суда
РФ 15 мая 2002 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, удовлетворил, указав следующее.

Отменяя определение суда первой инстанции и направляя жалобу заявителя для рассмотрения в Курганский областной суд, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась на норму, содержащуюся в ч. 4 ст. 239.4 ГПК РСФСР, и сочла, что Г. вправе был обратиться в суд с жалобой по месту своего жительства.

С таким выводом суда кассационной инстанции согласиться нельзя.

В ст. 239.4 ГПК РСФСР действительно предусмотрено, что жалоба на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа, общественной организации, должностного лица.

Однако необходимо учитывать, что с 19 октября 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, отдельные положения которого содержат нормы процессуального права, касающиеся подсудности дел по жалобам о противоречии нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам.

Согласно п. п. 2 и 4 ст. 9, п. 2 ст. 19 указанного Закона противоречие федеральным законам законов субъекта Российской Федерации, а также принятых законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации иных нормативных актов устанавливается соответствующим судом.

Таким судом может быть лишь равный (в смысле разделения властей) законодательному (представительному) и исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации суд, действующий на территории данного субъекта Российской Федерации. В данном случае им является Челябинский областной суд.

Поскольку Федеральный закон
“Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ принят и вступил в действие позже, чем ст. 239.4 ГПК РСФСР, постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 20 ноября 1997 г. N 201 “О социальных нормах площади жилья на территории Челябинской области“ может быть обжаловано заявителем только в Челябинский областной суд.

С учетом вышеизложенного определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2001 г. как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права подлежит отмене.

В то же время подлежит изменению и определение судьи Курганского областного суда от 26 марта 2001 г., поскольку при его вынесении судья ошибочно исходил из того, что жалоба заявителя не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит правовых норм, запрещающих соответствующим судам общей юрисдикции разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

В связи с этим определение судьи Курганского областного суда следует изменить, указав в нем в качестве основания к отказу Г. в принятии жалобы п. 7 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР (дело неподсудно данному суду).

Президиум Верховного Суда РФ определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2001 г. отменил, определение Курганского областного суда в части отказа в принятии жалобы Г. оставил в силе, изменив в нем основание отказа в принятии жалобы на п. 7 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР.