Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16.01.2002 N 1058п01пр По смыслу закона квалификация по п. “к“ ч. 2 ст. 105 УК РФ исключает возможность квалификации убийства, помимо указанного пункта, по какому-либо другому пункту ч. 2 ст. 105 УК РФ, а при квалификации убийства по п. “д“ ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается и со способом убийства, и с другими свидетельствами проявлений особой жестокости, в частности, необходимо установить, что умыслом охватывалось совершение убийства с особой жестокостью.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2002 г. N 1058п01пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Радченко В.И.,

членов Президиума - Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Макарова Н.И. на приговор Оренбургского областного суда от 30 октября 1997 года, по которому

Б., <...>, ранее судимый 10 декабря 1996 года по ст. 211 ч. 1 УК РСФСР к 1 году исправительных работ с удержанием 20% заработка в доход государства,

осужден к лишению свободы:

- по ст. 162 ч. 3 п. п. “б“, “в“ УК РФ на
14 лет с конфискацией имущества;

- по ст. 105 ч. 2 п. п. “б“, “д“, “ж“, “з“, “к“ УК РФ на 19 лет;

- по ст. 228 ч. 1 УК РФ на 2 года;

- по ст. 222 ч. 1 УК РФ на 2 года.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 УК РФ окончательное наказание Б. путем частичного присоединения неотбытого наказания по предыдущему приговору назначено в виде 20 лет и 1 месяца лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а остального срока наказания - в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 26 марта 1997 года.

Д., <...>, ранее не судимый,

осужден к лишению свободы:

- по ст. 162 ч. 3 п. п. “б“, “в“ УК РФ на 14 лет с конфискацией имущества;

- по ст. 105 ч. 2 п. п. “б“, “д“, “ж“, “з“, “к“ УК РФ на 19 лет;

- по ст. 222 ч. 4 УК РФ на 2 года.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательное наказание Д. по совокупности преступлений назначено в виде 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а остального срока наказания - в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 26 марта 1997 года.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1998 года приговор в отношении Б. и Д. оставлен без изменения.

По этому же приговору осужден К., протест в отношении которого не
принесен.

В протесте поставлен вопрос об изменении состоявшихся в отношении Б. и Д. судебных решений и исключении из них указания об их осуждении по п. “к“ ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Макарова Н.И., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

судом Б. и Д. признаны виновными в совершении разбойного нападения с целью завладения имуществом в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей П., в ее умышленном убийстве в связи с осуществлением служебной деятельности, с особой жестокостью, группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений, с целью скрыть другое преступление.

Преступления совершены 25 марта 1997 года в г. Новотроицке Оренбургской области при следующих обстоятельствах.

Б. и Д., получив накануне от знакомого К. информацию о режиме работы кассы акционерного коммерческого банка “Новотроицк-Банк“, с целью хищения денег напали на кассира этого банка П. В процессе нападения они ударили ее несколько раз кулаками в лицо, затем Б. нанес потерпевшей ножом ранения в область грудной клетки и шеи.

После этого, причиняя П. особые мучения и страдания, Б. и Д. задушили ее косынкой, надетой на ее шее, и завладели принадлежавшими потерпевшей золотыми изделиями стоимостью 1 млн. 700 тыс. руб. и находившимися в кассе деньгами в сумме 21917651 руб. и 8929 долларов США.

С похищенным с места преступления скрылись.

Кроме того, Б. незаконно приобрел и хранил наркотическое средство без цели сбыта в крупных размерах и боеприпасы, а Д. незаконно приобрел и носил холодное оружие.

Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы надзорного протеста, Президиум находит его обоснованным и
подлежащим удовлетворению.

По смыслу закона квалификация по п. “к“ ч. 2 ст. 105 УК РФ совершенного виновным убийства определенного лица с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение исключает возможность квалификации этого же убийства, помимо указанного пункта, по какому-либо другому пункту ч. 2 ст. 105 УК РФ, предусматривающему иную цель или мотив убийства.

Поскольку убийство П. было совершено осужденными с целью завладения деньгами в процессе разбойного нападения, квалификацию их действий по п. “к“ ч. 2 ст. 105 УК РФ в данном случае нельзя признать основанной на требованиях указанного закона.

Кроме того, Президиум находит необоснованным осуждение Б. и Д. по п. “д“ ч. 2 ст. 105 УК РФ.

По смыслу закона при квалификации убийства по п. “д“ ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом для признания убийства, совершенным с особой жестокостью, необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью. Такие данные в приговоре суда не приведены, отсутствуют они и в материалах уголовного дел.

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Оренбургского областного суда от 30 октября 1997 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1998 года в отношении Б. и Д. изменить, исключить их осуждение по п. п. “д“, “к“ ч. 2 ст. 105 УК РФ.

В остальном судебные решения оставить без изменения.