Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09.01.2002 N 973п2001 Приговор по делу об убийстве, разбое, умышленном причинении легкого вреда здоровью изменен, исключен квалифицирующий признак - убийство из корыстных побуждений, предусмотренный п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку убийство потерпевшего было сопряжено с разбойным нападением на него.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 января 2002 г. N 973п2001

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Радченко В.И.,

членов Президиума - Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации А.Е. Меркушова на приговор Свердловского областного суда от 8 апреля 1999 года, по которому

А., <...>, несудимый,

осужден:

по ст. 105 ч. 2 п. “з“ УК РФ на 13 лет лишения свободы;

по ст. 162 ч. 3 п. “в“ УК РФ на 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества;

по ст. 115 УК РФ к
штрафу в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, составляющему 4174 руб. 50 коп.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РСФСР по совокупности преступлений А. назначено наказание в виде 16 лет лишения свободы с конфискацией имущества со штрафом в размере 4174 руб. 50 коп., с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, начиная с 13 августа 1998 года.

По делу также осужден Б., протест в отношении которого не принесен.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 1999 года приговор оставлен без изменения.

В протесте поставлен вопрос об исключении из судебных решений квалифицирующего признака “убийство из корыстных побуждений“, предусмотренного п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Морозова Е.И. и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В., полагавшего протест удовлетворить,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

А. признан виновным в умышленном убийстве потерпевшего Г.

из корыстных побуждений, в разбойном нападении на него с причинением тяжкого вреда его здоровью, а также в умышленном причинении легкого вреда здоровью потерпевшей М., повлекшего кратковременное расстройство здоровья.

Преступления совершены 13 августа 1998 года на территории турбазы “Хрустальная“ в г. Первоуральске Свердловской области при следующих обстоятельствах.

Б. и А., не имея денег на приобретение водки, договорились напасть на Г., который у себя в квартире торговал водкой, и открыто похитить у него водку, а самого Г. связать.

В начале шестого часа утра 13 августа 1998 года осужденные с целью грабежа пришли к квартире <...>, где проживал Г. А. постучал в двери, а когда Г. их открыл, затолкал потерпевшего внутрь, уронил его на пол в коридоре, накинул на
шею Г. удавку из куска разорванной простыни и стал его душить.

После этого А. прошел на кухню, взял из ящика стола кухонный нож, с целью убийства нанес потерпевшему два удара в грудную клетку, два удара в шею и убил его. Б. в это время продолжал держать двери, этих действий А. не видел и в убийстве потерпевшего участия не принимал.

Действиями А. Г. были причинены телесные повреждения в виде двух проникающих колото-резаных ранений грудной клетки слева с повреждением верхней и нижней доли левого легкого, перикарда, передней стенки левого предсердия и двух колото-резаных ран левой боковой поверхности шеи с повреждением мышц. Данными повреждениями причинен тяжкий вред здоровью Г. по признаку опасности их для жизни в момент причинения, и они состоят в прямой причинной связи с наступлением его смерти.

После убийства Г. А. ворвался в комнату, в которой находилась М., схватил ее руками, несколько раз ударил ее головой о тумбочку, а затем нанес ей удар ножом в правую руку, чем причинил М. телесные повреждения в виде кровоподтеков на коже правого плеча и инфицированной колотой раны правой кисти, которая повлекла за собой причинение легкого вреда здоровью потерпевшей.

В процессе нападения на М. А. требовал от Б., чтобы тот искал водку в квартире потерпевших, однако затем, испугавшись содеянного, осужденные с места происшествия скрылись.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению.

Виновность А. в содеянном доказана полностью.

Вместе с тем судом установлено и это признано приговором суда, что убийство Г. было сопряжено с разбойным нападением на него, поэтому из приговора надлежит исключить квалифицирующий признак “убийство из корыстных побуждений“, предусмотренный п. “з“
ч. 2 ст. 105 УК РФ.

В остальном действия осужденного квалифицированы правильно и мера наказания назначена в соответствии с законом.

Руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Свердловского областного суда от 8 апреля 1999 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 1999 года в отношении А. изменить, исключить квалифицирующий признак “убийство из корыстных побуждений“, предусмотренный п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ.

В остальном судебные решения оставить без изменения.