Решения и определения судов

Информация (“Российская юстиция“, 2002, N 7) “Работа судебно - экспертных учреждений в 2001 году

РАБОТА СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2001 ГОДУ

Работа судебно - экспертных учреждений (далее - СЭУ) Минюста России в 2001 году проводилась в соответствии с планами работы СЭУ и была направлена на повышение эффективности экспертного обеспечения деятельности судов и правоохранительных органов. В настоящем обзоре приведены основные результаты этой деятельности, систематизированные на основе анализа пояснительных записок, представленных в Управление СЭУ, проведенных проверок, итогов работы школ и семинаров по проблемам криминалистической практики.

В 2001 году выполнено 235230 экспертиз и экспертных исследований, что на 32584, или на 16%, больше по сравнению с 2000 годом. Лидирующее положение по общему количеству выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований, как
и в предыдущем году, занимают: Воронежская ЦЛСЭ - 14728, Северо - Западный РЦСЭ - 13491, Самарская ЛСЭ - 10425, Саратовская ЛСЭ - 10267, Пермская ЛСЭ - 9112, Южный РЦСЭ - 8442, Уральский РЦСЭ - 8726.

В последние годы наблюдается рост экспертного производства традиционных видов криминалистических экспертиз, общее количество которых составило 124064 (на 25,6% больше по сравнению с 2000 годом), в том числе: почерковедческих - 9864 (на 7,2%), технических экспертиз документов - 5274 (на 33,3%), трасологических - 15104 (на 43,9%), баллистических - 4827 (на 13,1%), криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий - 21746 (на 8,3%). Производство транспортно - трасологических и автотехнических экспертиз и экспертных исследований также возросло - соответственно на 14,6% и 10,6%; почвоведческих и биологических - осталось практически на прежнем уровне; выполнено свыше 400 взрывотехнических судебных экспертиз. Сохранилась тенденция роста числа автотовароведческих экспертных исследований, проводимых на договорной основе. Общее количество этих экспертиз составило 111166 (на 11,5% больше, чем в 2000 году).

В 2001 году СЭУ Минюста России по заданиям судов, органов прокуратуры и МВД России проведено 98896 экспертиз и экспертных исследований, или на 16,8% больше по сравнению с предыдущим годом. В том числе: для судов - 30879, или на 29% больше, для органов прокуратуры - 23734, или на 11,3% больше, МВД России - 44283, или на 12,4% больше. Значительно увеличилось количество экспертиз и экспертных исследований, проведенных для органов нотариата, - 28574, судебных приставов - 4163, таможенных органов - 3254. Вместе с тем практически во всех СЭУ работа с судебными приставами находится не Ф.И.О.

В истекшем году в СЭУ получили дальнейшее развитие видеофонографическая
экспертиза (в 2001 году проводилась в 17 СЭУ, в 2000 году - в 13), экспертиза информационных технологий (в 2001 году - в 8 СЭУ, в 2000 году - в 6), выполнено более 600 психологических экспертиз.

В 2001 году перед экспертами СЭУ Минюста России было поставлено более 940000 вопросов, из них не разрешены - 7,2%, что на 4,5% больше, чем в предыдущем году. По причине отсутствия методик неразрешенными остались 4338 вопросов, в том числе по автотехнической экспертизе - 1497 и почерковедческой экспертизе - 862, что свидетельствует о необходимости разработки новых и усовершенствования старых методик в названных областях экспертной практики. Категорические выводы составили 93%. Следует отметить, что прирост неразрешенных вопросов меньше, чем общий рост числа экспертиз, что свидетельствует о достаточно высоком профессиональном мастерстве работников СЭУ.

Всего за отчетный период в Управлении СЭУ рассмотрено 153 обращения граждан и юридических лиц по поводу работы экспертных учреждений. По всем обращениям подготовлены и направлены аргументированные ответы и разъяснения, в необходимых случаях давались поручения на места по проверке жалоб заявителей и принятию необходимых мер. Проведенный анализ жалоб свидетельствует о недостаточном контроле со стороны руководителей СЭУ за сроками проведения экспертиз и качеством подготовленных материалов.

В прошедшем году Управлением экспертных учреждений Минюста России были организованы комплексные проверки деятельности Сибирского РЦСЭ и Иркутской ЛСЭ. В ходе проверок были выявлены нарушения в организации и учете экспертного производства Иркутской ЛСЭ. По результатам проверок Управление СЭУ проводит организационную и методическую работу с руководителями СЭУ по устранению выявленных недостатков.

В качестве одного из новых направлений деятельности по освещению работы системы экспертных учреждений Минюста России следует отметить появление официального
интернет - сайта Министерства, где в числе направлений его деятельности планируется отражать обобщенную информацию о работе СЭУ.

В целом результаты статистического анализа показывают, что 2001 год характеризовался повышением интенсивности труда экспертов при сохранении качества экспертиз. Полученный результат, однако, не должен служить основанием для снижения контроля за экспертной деятельностью со стороны руководителей СЭУ и Управления СЭУ Минюста России.

В 2001 году были выделены средства федерального бюджета на содержание 1550 бюджетных ставок, в пределах которых работало 1564 сотрудника, на основе самоокупаемости привлечено более 750 экспертов и специалистов. В целях более эффективного экспертного обеспечения судов и следственных органов регионов в 2001 году была продолжена работа по развитию системы судебно - экспертных учреждений. В этих целях на базе лабораторий судебной экспертизы созданы соответствующие региональные центры судебной экспертизы: Сибирский, Уральский, Приволжский, Дальневосточный.

Для укрепления экспертных учреждений Минюст России за счет перераспределения имеющейся штатной численности и с учетом экспертной нагрузки провел увеличение штатов ряда экспертных учреждений.

Большое значение в 2001 году Управление СЭУ и руководители СЭУ уделяли подготовке и повышению квалификации экспертов. В соответствии с планом повышения квалификации экспертов СЭУ Минюста России на базе Российской правовой академии прошел обучение 101 эксперт. Активное участие в проведении курсов повышения квалификации приняли сотрудники РФЦСЭ, на базе которого была проведена школа экспертов - фонографистов, в работе которой приняли участие 28 экспертов из 19 СЭУ Минюста России.

На базе ряда СЭУ были организованы и проведены конференции и семинары, в том числе: Южном РЦСЭ - конференция “Криминалистика XXI век“; Средне - Волжской ЦЛСЭ - “Судебная экспертиза: от традиционных видов до экспертиз информационных технологий“, семинар по строительно -
технической экспертизе; Чувашской ЛСЭ - семинар по исследованию лакокрасочных материалов и покрытий, применению газовой хроматографии; Челябинской ЛСЭ - школа - семинар для экспертов - почерковедов Уральского региона; Дальневосточном РЦСЭ - курсы повышения квалификации экспертов - автотехников; Саратовской ЛСЭ - научно - практическая конференция по актуальным вопросам экспертной практики; Тульской ЛСЭ - семинар по проблемам оценки транспортных средств и стоимости восстановительного ремонта; Северо - Западного РЦСЭ - конференция по исследованию обстоятельств ДТП и др.

В 2001 году продолжалась методическая работа с судьями и работниками правоохранительных органов. Для них было прочитано свыше 300 лекций, дано более 40000 консультаций, проведено 174 стажировки и 25 семинаров.

На базе центров и ЦЛСЭ прошли стажировку свыше 60 специалистов различных СЭУ. В течение года в СЭУ прошли производственную практику 59 экспертов.

Одной из основных форм контроля уровня квалификации экспертов и практикой экспертного производства в целом является методическое рецензирование, которое проводилось по единому плану, утвержденному Минюстом России, а также и по внеплановым обращениям с мест.

За отчетный период в соответствии с планом методического рецензирования подлежало рецензированию 1850 экспертных заключений 367 экспертов. Фактически в соответствии с ним было представлено 877 экспертных заключений и по внеплановым обращениям - 308. Несоответствие между фактическим исполнением и плановым заданием по рецензированию заключений является основанием для усиления контроля за этим важнейшим аспектом кадровой профессиональной подготовки как со стороны Управления СЭУ, так и руководителей СЭУ.

Наибольшее количество рецензий по-прежнему было подготовлено специалистами РФЦСЭ, активное участие в этом приняли также специалисты Приволжского РЦСЭ, Воронежской ЦЛСЭ, Северо - Западного РЦСЭ.

Рецензентами отмечается высокое качество заключений биологической экспертизы (Пермская и Приморская ЛСЭ); экспертизы наркотических
средств кустарного производства (Южный, Северо - Западный РЦСЭ, Краснодарская ЛСЭ).

Тем не менее не всегда отвечают современным требованиям экспертные исследования волокнистых материалов, металлов и сплавов, нефтепродуктов и горюче - смазочных материалов, а также заключения по строительно - технической экспертизе.

В 2001 году продолжили работу экспертно - квалификационные комиссии, состоялось свыше 20 заседаний, на которых было присвоено (продлено) право самостоятельного производства экспертиз 177 сотрудникам СЭУ, отказано в присвоении квалификации эксперта - 2, не продлено - 3. Материалы проверок СЭУ свидетельствуют об отсутствии у многих экспертов (особенно в Сибирском регионе) квалификационных свидетельств на право самостоятельного производства экспертиз.

Проведенный анализ показывает, что кадровое обеспечение СЭУ далеко от потребностей судебной и следственной практики, особенно по новым видам криминалистических экспертиз.

Научные исследования в 2001 году проводились в соответствии с планом РФЦСЭ основных научно - исследовательских работ в области судебной экспертизы, утвержденным Минюстом России, и планами СЭУ. Из них РФЦСЭ выполнялись 26 заданий по 23 темам, Северо - Западным РЦСЭ - 5 по 5 темам, Ставропольской ЛСЭ - 2 по 2 темам.

В 2001 году были подготовлены:

- методическое пособие по исследованию ручных осколочных гранат, их осколков и следов взрыва (тема 12 - РФЦСЭ);

- методические рекомендации по соответствию старой и новой застройки мегаполиса строительно - техническим и санитарно - техническим нормам и требования к жилым многосемейным квартирам (тема 21 - Северо - Западный РЦСЭ);

- методические рекомендации по осмотру объектов строительства при решении задач судебной строительно - технической экспертизы, связанных с определением качества и стоимости строительной продукции (тема 24 - Ставропольская ЛСЭ);

- авторский вариант словаря - справочника терминов судебной товароведческой экспертизы спиртосодержащих жидкостей
(тема 28 - Северо - Западный РЦСЭ);

- отраслевой стандарт “Общие требования к методике судебно - экспертного исследования“ (тема 1 - РФЦСЭ).

Особо следует выделить работу Пензенской ЛСЭ, специалисты которой разработали новую прикладную методику по автотехнической экспертизе, хотя эта лаборатория не располагает необходимым штатом научных сотрудников.

Вместе с тем перечисленные методические работы не обеспечивали в 2001 году деятельность СЭУ по ряду основных направлений, о чем неоднократно указывалось, в том числе на совещаниях руководителей СЭУ. Учитывая, что РФЦСЭ является головным центром с системе СЭУ по научно - методическому обеспечению, в решении коллегии Минюста от 25 апреля 2001 г. “О выполнении Российским федеральным центром судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации функций научно - методического обеспечения производства экспертиз в судебно - экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации“ отмечены недостатки работы РФЦСЭ в этом направлении и указаны пути их устранения.

Финансирование системы СЭУ в 2001 году осуществлялось в соответствии со сметой расходов Минюста. В рамках этого объема удалось продолжить работу по обновлению приборной базы СЭУ. На эти цели из средств федерального бюджета было выделено 9421600 руб., большая часть которых использовалась на приобретение программно - аппаратного хроматографического комплекса “Кристалл - 2000 М“ и его аналогов для 16 СЭУ, что существенным образом расширило диапазон и возможности проводимых в них экспертных исследований. Дальневосточный и Южный РЦСЭ были оснащены ИК - Фурье - спектрометрами.

В 2001 году СЭУ Минюста России на основе хозяйственных договоров проведено свыше 140000 экспертиз и экспертных исследований, в результате чего получен общий доход в размере 110 млн. рублей (в 2000 году - 72 млн. рублей). Увеличение дохода произошло
как за счет роста количества экспертиз, так и за счет повышения стоимости проводимых работ.

Основной объем поступлений средств от производства платных экспертиз в СЭУ дают автотовароведческие, товароведческие и строительные экспертизы и исследования.

Полученные от предпринимательской деятельности доходы направлены СЭУ в основном на обязательные платежи - заработную плату и налоговые отчисления, что составляет 70 - 80%. Остальные средства были израсходованы на приобретение оборудования, химических реактивов, канцтоваров, спецодежды, ремонт оборудования, помещений, оплату коммунальных услуг, командировочные расходы, аренду помещений, оплату вневедомственной охраны и т.д.

В 2001 году СЭУ за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, приобрели оборудование на сумму 6 млн. рублей.

Из заработанных средств на приобретение оборудования, необходимого для производства экспертиз, использовано: Ярославской ЛСЭ - 26%, Калининградской ЛСЭ - 25%, Владимирской ЛСЭ - 24%, Средне - Волжской ЦЛСЭ - 12%, Пензенской ЛСЭ - 13%, Саратовской ЛСЭ - 9%, Северо - Западным РЦСЭ - 8%. Кроме того, за счет прибыли в ряде СЭУ (Воронежская ЦЛСЭ, Дагестанская ЛСЭ, Краснодарская ЛСЭ, в том числе Сочинский отдел, Башкирская ЛСЭ и др.) проведен ремонт помещений. Однако в отдельных экспертных учреждениях, и прежде всего в РФЦСЭ, по-прежнему слабо организована работа по производству экспертных исследований на основе самоокупаемости, а средства, полученные от проведения платных экспертиз, расходовались исключительно на дополнительную оплату труда бюджетных сотрудников, в то время как на обновление технических средств отчислений не проводилось.

Проведенный анализ показывает, что выполнение хозрасчетных экспертиз и исследований должно стать одним из действенных источников как поддержания материально - технической базы СЭУ, так и повышения заработной платы их сотрудников. Учитывая планируемый дальнейший рост обращений в СЭУ для проведения экспертных исследований,
что обусловлено ростом состязательности участников процессов, Управление СЭУ подготовило решения Минюста как на увеличение штатной численности сотрудников, так и финансирования СЭУ.

На основе представленных результатов работы СЭУ Минюста России в 2001 году основными задачами, стоящими перед СЭУ на 2002 год, являются:

- усиление контроля за качеством и сроками производства судебных экспертиз;

- совершенствование существующих, разработка и внедрение новых методов исследования для экспертного обеспечения деятельности судов, органов прокуратуры, следствия, дознания;

- организация работы по повышению квалификации экспертов, в том числе за счет увеличения и безусловного выполнения плана рецензирования экспертиз;

- повышение уровня взаимодействия с экспертными учреждениями других министерств и ведомств с целью обмена опытом и экспертной практикой;

- участие в разработке и совершенствовании нормативно - правовой базы деятельности СЭУ;

- контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств;

- проведение работы по повышению эффективности использования средств, полученных от хозрасчетной деятельности.

Управление

судебно - экспертных учреждений

Минюста России