Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.12.2003 N А36-79/2-03 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью Единой системы налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 декабря 2003 г. Дело N А36-79/2-03“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Октябрьского РО ГО ЛООО ВОИ на Решение от 02.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 29.08.2003 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-79/2-03,

УСТАНОВИЛ:

Октябрьское отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов обратилось (далее по тексту - Октябрьское РО ГО ЛООО ВОИ) в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Липецка от 30.04.2003 N 16-4-18.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 02.07.2003
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Октябрьское отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов просит решение суда и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Липецка проведена выездная налоговая проверка Октябрьского отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.04.2000 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 14.04.2003 N 83. По результатам проверки инспекцией вынесено Решение от 30.04.2003 N 16-4-18, в соответствии с которым Октябрьскому РО ГО ЛООО ВОИ доначислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2305265 руб. 96 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 269758 руб. 87 коп., пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 431653 руб. 44 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 50511 руб. 46 коп., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК
РФ за неуплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 461053 руб. 20 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 53951 руб. 77 коп.

Не согласившись с указанным решением, Октябрьское отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.

Октябрьское отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов зарегистрировано в качестве юридического лица согласно свидетельству Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области от 25.05.2000 N 867/37.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Конституции Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации, перечислены в ст. ст. 13 - 15 НК РФ, при этом страховые взносы в Пенсионный фонд к их числу не отнесены и регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Обязанность организации страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, установлена в ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

В соответствии с Законом N 167-ФЗ и вступившим в силу с
01.01.2002 Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ внесены изменения в главу 24 “Единый социальный налог“. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Согласно ст. 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая индивидуальную возмездную природу страховых взносов, размер полученной пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, и, следовательно, при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники организации инвалидов не будут иметь на своих индивидуальных счетах средств на страховую и накопительную части пенсии, что приведет к нарушению государственных гарантий их пенсионного обеспечения.

Таким образом, ст. 239 Кодекса предоставляет льготы по ЕСН отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям.

Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов,
Закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, ст. 239 Кодекса, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.

С учетом изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, организацией не заявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 29.08.2003 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-79/2-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Октябрьского отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.