Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2003 N А14-5135/02/135/8 Исковые требования о возмещении убытков, связанных с предоставлением инвалидам лекарственных средств на льготных условиях, удовлетворены правомерно, поскольку субъект РФ не исполнил обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 сентября 2003 г. Дело N А14-5135/02/135/8“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГОП “Воронежфармация“, г. Воронеж, на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2003 по делу N А14-5135/02/135/8,

УСТАНОВИЛ:

Государственное областное предприятие “Воронежфармация“ (далее ГОП “Воронежфармация“), г. Воронеж, обратилось в арбитражный суд с иском к Главному финансовому управлению (далее ГФУ) администрации Воронежской области, г. Воронеж, о признании недействительным п. 2.6 договора N 3 от 21.03.2001 о предоставлении инвалидам услуг, установленных Федеральным законом РФ “О социальной защите инвалидов в
РФ“ и о взыскании 317060 руб. 80 коп. задолженности.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены отделение федерального казначейства (далее ОФК) Семилукского района Воронежской области, Комитет по социальной защите населения администрации Семилукского района Воронежской области и социального развития администрации Воронежской области.

Позднее истец уточнил исковые требования, отказавшись от иска в части признания недействительным п. 2.6 договора от 23.03.2001.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2002, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 23.10.2002, в удовлетворении исковых требований было отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2003 вышеуказанные судебные акты были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела истец уточнил свои требования и просил взыскать с ответчика вместо задолженности убытки в сумме 317060 руб. 88 коп.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2003 исковые требования ГОП “Воронежфармация“ удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2003 Решение от 05.05.2003 отменено.

В кассационной жалобе ГОП “Воронежфармация“ просит постановление апелляционной инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.

Представитель ответчика в судебном заседании просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Истец и третьи лица надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного заседания, но в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия считает необходимым обжалуемый судебный акт отменить, оставив в силе Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2003, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, филиал ГОП “Воронежфармация“ - Семилукский РПП “Фармация“ (поставщик) и Комитет по социальной защите населения администрации Семилукского района Воронежской области (заказчик)
21.03.2001 заключили договор N 3, которым был определен порядок предоставления льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и возмещения расходов, связанных с реализацией этих льгот. Согласно разделу 2 договора поставщик (истец) взял на себя обязательства по лекарственному обеспечению инвалидов на льготных условиях, а фонд по социальной защите населения, соответственно, по возмещению понесенных предприятием затрат в пределах средств, выделенных на эти цели.

Как следует из сводного реестра (л.д. 26 т. 1) и счетов-фактур N N 90 - 93 от 17.12.2001, ГОП “Воронежфармация“ в лице Семилукского филиала РПП “Фармация“ в период с 01.12 по 15.12.2001 инвалидам были реализованы лекарства на сумму 207213 руб. 98 коп., а с 15 - 30.12.2001 (л.д. 32 т. 1) согласно счетам-фактурам N N 7а - 10а от 30.01.2002 - на сумму 109846 руб. 90 коп.

Ссылаясь на то, что расходы, связанные с обеспечением инвалидов в декабре 2001 г. лекарственными препаратами на льготных условиях, фондом социального развития не возмещены, истец обратился с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субъектом Российской Федерации имело место неисполнение закрепленной за ним Федеральным законом обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, и поэтому в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Суд апелляционной инстанции ошибочно пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для взыскания убытков, не усмотрев причинно-следственной связи между бездействием ответчика и убытками истца, а
также и вины ответчика в их причинении.

Из материалов дела видно, что выделение денежных средств из Фонда компенсаций федерального бюджета РФ в 2001 г. на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ Воронежской области было произведено в полном объеме.

В соответствии с Законом Воронежской области “Об областном бюджете на 2001 год“ в расходной части бюджета области на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ запланировано выделение 171574 тыс. руб., т.е. в пределах суммы, предусмотренной для Воронежской области в составе средств Фонда компенсаций федерального бюджета. Других средств на реализацию вышеуказанного Федерального закона, как предусмотрено Временным положением, в областном бюджете не запланировано.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “Государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ органы исполнительной власти субъектов РФ должны при необходимости вносить в Министерство финансов РФ предложения об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из средств Фонда компенсаций, в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта РФ средств, в том числе предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями.

Указанное положение нашло отражение и в Письме Минфина РФ от 04.04.2002 N 10-02-10, где определен порядок подачи заявок об изменении размера субсидий и субвенций из Фонда компенсаций.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно усмотрел неисполнение субъектом РФ закрепленной за ним Федеральным законом обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.

Доводам заявителя кассационной жалобы судом первой инстанции дана юридически обоснованная оценка.

В связи с изложенным, руководствуясь
ст. ст. 287 ч. 1 п. 5; 288 ч. ч. 1, 2; 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2003 по делу N А14-5135/02/135/8 отменить, оставив в силе Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2003 по делу N А14-5135/02/135/8.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.