Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.08.2003 по делу N А48-785/03-13 Право налогоплательщика на возмещение налога в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными Налоговым кодексом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 августа 2003 г. Дело N А48-785/03-13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по Северному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.05.2003 по делу N А48-785/03-13,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Орловская промышленная компания - Машиностроение“ (далее - ЗАО “ОПК-Машиностроение“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам по Северному району г. Орла о признании недействительным п. 3 Решения N 204 от 25.12.2002 и обязании Инспекции Министерства по налогам и сборам по Северному
району г. Орла принять решение о возмещении обществу из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 7149 руб. по налоговой декларации по ставке 0% за август 2002 года с начислением процентов за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость в размере 213 руб. 29 коп.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.05.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционную инстанцию решение арбитражного суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства по налогам и сборам по Северному району г. Орла просит решение арбитражного суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ЗАО “ОПК-Машиностроение“, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит решение арбитражного суда подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ЗАО “ОПК-Машиностроение“ представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за август 2002 года и документы, подтверждающие согласно ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованность применения при налогообложении указанной налоговой ставки и право общества на возмещение из бюджета 7149 руб. налога на добавленную стоимость.

Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации и вынесено Решение от 25.12.2002 N 204, п. 3 которого обществу отказано в возмещении из бюджета 7149 руб. налога на добавленную стоимость в связи с неполучением материалов встречных проверок по факту начисления и уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками товаров.

Считая решение налогового органа в указанной части противоречащим налоговому законодательству, ЗАО “ОПК-Машиностроение“ обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также условия и порядок
реализации этого права установлены ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 данной статьи суммы, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пп. 1 - 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов, предусмотренных ст. 165 названного Кодекса.

Налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение налога в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не ставится в зависимость от фактического внесения сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей
и услуг.

В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение налога производится не позднее 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком деклараций и предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).

В случае выявления инспекцией при осуществлении налогового контроля, в том числе и посредством встречных налоговых проверок, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговый орган вправе в порядке ст. ст. 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, инспекция не оспаривает правомерность применения обществом налоговой ставки 0% в августе 2002 года, а также факты экспорта товара и уплаты обществом сумм налога на добавленную стоимость поставщикам экспортированного товара.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности действий инспекции, выразившихся в отказе в возмещении обществу из бюджета 7149 руб. налога на добавленную стоимость за август 2002 года, так как эти действия не основаны на нормах законодательства о налогах и сборах.

Удовлетворяя требования общества в части обязания налогового органа уплатить проценты за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость, суд не учел следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную
по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 3 месяцев считая со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% с приложением подтверждающих документов налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговый орган самостоятельно производит зачет в первоочередном порядке и в течение 10 дней сообщает о нем налогоплательщику. В этом случае налогоплательщику не требуется представлять в налоговый орган заявление о зачете.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с
таможенными органами, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению (абз. 9 п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, если налогоплательщик хочет возвратить сумму налога на добавленную стоимость на расчетный счет, он обязан представить в налоговый орган соответствующее заявление.

В случае если налогоплательщик не представил заявление о возврате, налоговый орган засчитывает суммы, подлежащие возмещению, в счет текущих (будущих) платежей по налогу на добавленную стоимость.

С учетом вышеизложенного возврат на расчетный счет налогоплательщика суммы налога на добавленную стоимость является формой возмещения, которая применяется только по заявлению налогоплательщика и при условии отсутствия у него недоимки по налогам и сборам.

Судом не выяснено, подавалось ли обществом в налоговый орган заявление о возврате на расчетный счет спорной суммы налога на добавленную стоимость, то есть был ли соблюден досудебный порядок урегулирования спора и имелись ли основания для взыскания процентов в порядке п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение арбитражного суда в части обязания Инспекции Министерства по налогам и сборам по Северному району г. Орла уплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость в сумме 213 руб. 29 коп. подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а дело в данной части - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.05.2003 по делу N А48-785/03-13 в части обязания Инспекции Министерства по налогам и сборам по Северному району г. Орла уплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость
в сумме 213 руб. 29 коп. отменить и дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.