Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.05.2003 N А48-3008/02-13 Учитывая, что коэффициент К4, рассчитываемый комитетом статистики, нельзя признать законно установленным, суд правомерно не нашел оснований для его применения при определении сумм единого налога на вмененный доход в расчетах налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 22 мая 2003 г. Дело N А48-3008/02-13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Орла на Решение от 14.02.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-3008/02-13,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Региональный торговый дом “Бабаевский“ (далее по тексту - ЗАО “РТД “Бабаевский“) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Орла зачесть сумму излишне уплаченного единого налога на вмененный доход в размере 61165 руб. за период с 01.04.2001 по 31.10.2002 в счет
предстоящих платежей по этому налогу и другим налогам.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.02.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Орла просит судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, ЗАО “Региональный торговый дом “Бабаевский“, осуществляя розничную торговлю в магазине и кафе, являлось плательщиком единого налога на вмененный доход на основании ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“. При расчете единого налога вмененный доход определялся на основании произведения базовой доходности и корректирующих повышающих (понижающих) коэффициентов, в том числе корректирующего коэффициента-дефлятора К4, учитывающего уровень инфляции, предусмотренного ст. 5 Закона Орловской области от 14.05.99 N 102-ОЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

В указанном законодательном акте представительного органа власти Орловской области установлены фиксированные значения всех корректирующих коэффициентов базовой доходности, в соответствии с которыми определяется объект налогообложения по единому налогу, за исключением коэффициента-дефлятора К4. Согласно ст. 5 этого Закона К4 - корректирующий коэффициент-дефлятор, учитывающий уровень инфляции, применяется с 01.01.2000. Коэффициенты-дефляторы соответствуют индексу потребительских цен по видам деятельности, перечисленным в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Закону, рассчитываются ежемесячно Орловским областным комитетом государственной статистики по отношению к уровню цен декабря 1999 года в числовом виде с точностью до сотых долей. Коэффициенты-дефляторы публикуются ежемесячно в газете “Орловская правда“ не позднее 15
числа следующего месяца. При исчислении вмененного дохода на налоговый период (квартал) применяется коэффициент-дефлятор, действующий в месяце, предшествующем очередному налоговому периоду, независимо от периода, на который приобретается свидетельство.

Поскольку коэффициент К4 не был установлен нормативным правовым актом законодательного органа власти субъекта РФ, общество посчитало использование его в расчете единого налога на вмененный доход необоснованным, в связи с чем обратилось в инспекцию с уточненными расчетами по единому налогу (без применения коэффициента К4) и заявлением от 10.10.2002 о зачете излишне уплаченного налога на вмененный доход в сумме 61165 руб. за период с 01.04.2001 по 31.10.2002 в счет предстоящих платежей.

Указанное заявление Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Орла оставила без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ЗАО “РТД “Бабаевский“ в суд за защитой своих прав.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Орловской области обоснованно учел положения п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, согласно которым размер вмененного дохода и значения иных составляющих формулы расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку коэффициент-дефлятор К4 является величиной, от которой зависит размер вмененного дохода, то есть объект налогообложения по единому налогу на вмененный доход, суд сделал правильный вывод о том, что данный коэффициент в соответствии с Федеральным законом должен быть установлен нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ.

На основании Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, а также согласно Уставу Орловской области от
26.02.96 законодательным (представительным) органом власти, полномочным в соответствии со ст. ст. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации принимать нормативные акты, относящиеся к законодательству о налогах и сборах на территории Орловской области, является Орловский областной Совет народных депутатов.

Согласно Указу Президента РФ от 25.05.99 N 651 “О структуре федеральных органов исполнительной власти“, Указу Президента РФ от 06.12.99 N 1600 “О преобразовании Российского статистического агентства в Государственный комитет Российской Федерации по статистике“ Государственный комитет РФ по статистике, а также его территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти в РФ.

В компетенцию органов статистики не входит принятие нормативных актов субъектов РФ, которыми может быть установлен размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога, что следует из ст. 5 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Принимая во внимание изложенное, суд обоснованно указал, что значение корректирующего коэффициента-дефлятора К4 на территории Орловской области может быть установлено только нормативным актом законодательного (представительного) органа власти - Орловским областным Советом народных депутатов.

Применив по делу п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), суд сделал вывод, что формулировка в определении значения составляющего элемента расчета вмененного дохода (объекта налогообложения по единому налогу) - корректирующего коэффициента К4, содержащаяся в Законе Орловской области от 14.05.99 N 102-ОЗ, не соответствует требованиям Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности“, в связи с чем решение должно быть принято в силу ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, то есть Федеральным законом.

Учитывая, что коэффициент К4, рассчитываемый Комитетом статистики Орловской области, нельзя признать законно установленным, суд правомерно не нашел оснований для его применения при определении сумм единого налога на вмененный доход в расчетах налогоплательщика за 2, 3, 4 кварталы 2001 и 2002 гг. и удовлетворил заявленные требования.

Ссылка инспекции в обоснование кассационной жалобы на Закон Орловской области от 13.11.2002 N 288-ОЗ “О внесении изменений в Закон Орловской области от 14.05.99 N 102 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ отклоняется, поскольку в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации введенные региональным законом изменения, касающиеся определения коэффициента-дефлятора, не могут распространять свое действие на прошлое время, в том числе на правоотношения, возникшие до вступления в силу принятых изменений в закон.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.02.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-3008/02-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.