Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2003 N А23-3202/02А-5-214 В иске налогового органа о взыскании налоговых санкций за неуплату НДС отказано правомерно, поскольку налоговые органы могут обращаться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 3 апреля 2003 г. Дело N А23-3202/02А-5-214“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Людиново Калужской области на Решение от 05.11.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 27.12.2002 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-3202/02А-5-214,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по г. Людиново Калужской области обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО “Сукремльский чугунолитейный завод“ о взыскании штрафных санкций в сумме 825298 руб.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.11.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2002 решение суда оставлено
без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Людиново Калужской области, просит названные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Людиново Калужской области проведена выездная налоговая проверка ОАО “Сукремльский чугунолитейный завод“ по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость за период с 01.01.99 по 31.10.2001, о чем составлен акт от 05.04.2002 N 53, в который 17.05.2002 были внесены изменения и дополнения. Решением Инспекции от 18.05.2002 N 44 Общество привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 825298 руб., примененного на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате завышения НДС, предъявленного к возмещению из бюджета.

В добровольном порядке сумма штрафа не была уплачена, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении требований Инспекции МНС РФ по г. Людиново Калужской области, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из пропуска истцом шестимесячного срока давности взыскания налоговых санкций.

В соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Как следует из материалов дела, акт выездной налоговой проверки N 53, на основании которого налоговым органом вынесено решение о привлечении ОАО “Сукремльский чугунолитейный завод“ к налоговой ответственности
за неуплату налога на добавленную стоимость составлен 05.04.2002, при этом с заявлением в арбитражный суд Инспекция МНС РФ по г. Людиново Калужской области обратилась лишь 12.10.2002. Таким образом, налоговый орган реализовал свое право на взыскание штрафных санкций за пределами установленного ст. 115 НК РФ срока.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ“ установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок для обращения налоговых органов в суд является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Довод Инспекции о том, что срок взыскания налоговых санкций следует исчислять с 17.05.2002 - момента внесения изменений и дополнений в акт налоговой проверки N 53, судами обеих инстанций обоснованно отклонен, поскольку факт неуплаты налога на добавленную стоимость был установлен актом проверки от 05.04.2002 N 53.

Кроме того, как правильно указано судом, Налоговым кодексом РФ, равно как и Инструкцией МНС РФ от 10.04.2000 N 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах“ налоговым органам не предоставлено право вносить изменения и дополнения в акты выездных налоговых проверок.

Более того, в документе от 17.05.2002, именуемом “Изменения и дополнения в акт N 53 от 05.04.2002 выездной налоговой проверки ОАО “Сукремльский чугунолитейный завод“, дополнительные факты налогового правонарушения не изложены, а напротив, им внесены изменения, которые повлекли за собой уменьшение зафиксированных в акте налоговой проверки от 05.04.2002 N 53 доначисленных сумм
налога на добавленную стоимость в пользу налогоплательщика и, как следствие, уменьшение суммы штрафной санкции, взыскиваемой в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 05.11.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 27.12.2002 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-3202/02А-5-214 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Людиново Калужской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.