Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.03.2003 N А09-7138/02-15 Исковые требования о признании недействительным постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности удовлетворены правомерно, поскольку ответчиком при вынесении оспариваемого постановления были нарушены требования действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 марта 2003 г. Дело N А09-7138/02-15“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Брянской таможни на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2002 по делу N А09-7138/02-15,

УСТАНОВИЛ:

ООО “ИМТОН“, г. Брянск (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным Постановления Брянской таможни от 15.08.2002 N 10102000-81/02 о привлечении к административной ответственности.

Решением суда от 25.09.2002 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Постановлением от 04.12.2002 решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены.

В кассационной жалобе Брянская таможня просит постановление апелляционной инстанции отменить,
ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Брянской таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО “ИМТОН“ на основании договора от 28.11.2001, заключенного с ЗАО “Амрита“ (г. Рогачев, Республика Беларусь), вывез за пределы таможенной территории Российской Федерации в Республику Беларусь мазут топочный в количестве 26,64 тонны, при этом не произведя таможенного оформление данного товара.

Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 279 ТК РФ, Брянской таможней заведено дело N 10102000-480/02 по факту недекларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

С введением в действие с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ст. 2 Федерального закона РФ от 30.12.2001 N 196-ФЗ “О введении в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, действия ООО “ИМТОН“ были переквалифицированы в соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Постановлением Брянской таможни от 15.08.2002 N 10102000-81/02 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 39149 руб. 21 коп.

Посчитав указанное постановление недействительным ООО “ИМТОН“ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно ст. 247 ТК РФ (действующей на момент совершения правонарушения) взыскание в виде штрафа может
быть наложено на предприятие, учреждение и организацию - не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

На основании ст. 289 ТК РФ дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента составления протокола о нарушении таможенных правил.

Таким образом, составив протокол о нарушении таможенных правил 23.01.2002, шестимесячный срок, отведенный таможенному органу для взыскания штрафа, истек 23.07.2002.

Кроме того, в ходе привлечения Общества к административной ответственности по делу об административном правонарушении N 10102000-81/02, таможенным органом не были соблюдены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки положениям ст. 28.5 КоАП РФ, обязывающим составление протокола об административном правонарушении немедленно после выявления правонарушения, соответствующий протокол в отношении Общества был составлен лишь 31.07.2002, спустя шесть месяцев с момента совершения правонарушения.

Также, 02.08.2002 Брянской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, где указано время рассмотрения - 15.07.2002, в связи с чем Общество было лишено возможности защищать свои права при рассмотрении дела.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП, согласно которому подлежат выяснению вопросы об извещении участников производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, а также принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции правомерно признал Постановление Брянской таможни от 15.08.2002 N 10102000-81/02 недействительным.

Учитывая указанные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч.
1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2002 по делу N А09-7138/02-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.