Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.2003 N А35-2353/02С2 Исковые требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот в соответствии с исполнением ФЗ РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, удовлетворены правомерно, поскольку данные расходы в соответствии с бюджетным законодательством производятся за счет ответчика - субъекта РФ и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 марта 2003 г. Дело N А35-2353/02С2“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов г. Курска на Решение от 08.08.2002 и Постановление от 03.12.2002 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-2353/02-С2,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Электросвязь“, г. Курск, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Правительству Курской области, г. Курск, Комитету финансов Курской области, г. Курск, Муниципальному образованию “Город Курск“ в лице Департамента финансов, г. Курск, о взыскании убытков в размере 11550 руб., связанных с предоставлением гражданам
льгот в соответствии с Федеральным законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением Арбитражного суда Курской области от 08.08.2002 с Муниципального образования “Город Курск“ взыскано в доход ОАО “Электросвязь“ 11550 рублей убытков, возникших в результате реализации требований Федерального закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ по бесплатной установке телефонов.

В иске к Правительству Курской области и Комитету финансов Курской области отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 03.12.2002 данное решение оставлено без изменения.

Не соглашаясь с указанными судебными актами, Департамент финансов г. Курска обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на то, что убытки, причиненные ОАО “Электросвязь“ по бесплатной установке телефонов реабилитированным лицам, должны возмещаться за счет казны Курской области в лице Комитета финансов Курской области.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым Решение от 08.08.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 03.12.2002 Арбитражного суда Курской области оставить без изменения по следующим основаниям.

Арбитражный суд Курской области обоснованно пришел к выводу о том, что реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установка телефона производится бесплатно в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления. В г. Курске такой порядок соответствующим органом не установлен до настоящего времени.

Суд области установил, что во исполнение положений ст. 16 Федерального закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ ОАО “Электросвязь“ добровольно бесплатно установило квартирные телефоны указанным лицам. Расходы по установке телефонов составили 11550 рублей.

Материалами дела подтверждается сумма затрат ОАО “Электросвязь“ в размере 11550 рублей на установку телефонов.

Постановлением Правительства РФ от 03.05.94 N 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических
репрессий. В соответствии с пунктом 9 указанного Положения реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими имеют, в частности, право на первоочередную установку телефона, при этом реабилитированным лицам установка телефона производится бесплатно в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в г. Курске такой порядок соответствующим органом местного самоуправления до настоящего времени не установлен.

Из Федерального закона РФ “О федеральном бюджете на 2002 год“ следует, что указанным Федеральным законом установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ и предоставлено право Правительству РФ в пределах выделенных средств распределять в 2002 году ассигнования по субъектам РФ, исходя из фактических расходов и численности граждан.

В кассационной инстанции представитель Правительства Курской области пояснила, что действительно на практике расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Для этого Департамент финансов г. Курска должен был предоставить соответствующую заявку в Комитет финансов Курской области по каждому конкретному случаю предоставления льгот после фактической оплаты указанной льготы. Затем Комитет финансов Курской области производит муниципальному образованию оплату за счет собственных средств. После представления управлениями финансов в отделения федерального казначейства платежных документов, подтверждающих произведенные расходы, отделения федерального казначейства производят возмещение расходов за счет средств федерального бюджета.

Таким образом действует механизм реализации п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в редакции Постановления Правительства РФ от 18.09.95 N 927 (с изм., внесенными Постановлением Правительства
РФ от 07.06.2001 N 449) о том, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Доводы Департамента финансов г. Курска о том, что в бюджете г. Курска денежные средства на возмещение расходов по бесплатной установке телефонов реабилитированным лицам не запланированы и поэтому все расходы должен нести субъект РФ - Курская область необоснованны, поскольку ответчик является самостоятельным муниципальным образованием и формирует свой бюджет в первую очередь за счет собственных средств и отсутствие указанного порядка установки бесплатных телефонов реабилитированным лицам, разработанного и принятого органом местного самоуправления, не снимает с него ответственности по возмещению убытков за счет муниципального образования, так как обязанность разработать порядок бесплатной установки телефонов субъектам указанного закона лежит на ответчике.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Таким образом, кассационная инстанция согласна с выводом Арбитражного суда Курской области о том, что данные убытки подлежат возмещению в полной сумме, заявленной истцом, за счет Муниципального образования “Город Курск“.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.08.2002 и Постановление от 03.12.2002 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-2353/02-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.