Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.01.2003 N А62-1383/02 Исковые требования о признании неправомерными действий налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченного единого налога на вмененный доход удовлетворены правомерно, поскольку из официально опубликованного текста нормативного акта нельзя определить, какой повышающий коэффициент следует применить при исчислении единого налога на вмененный доход.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 января 2003 г. Дело N А62-1383/02“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2002 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 11.10.2002 по делу N А62-1383/02,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Продтовары“ (в дальнейшем Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска (в дальнейшем Инспекция) о признании неправомерными действий Инспекции по отказу в возврате 137169 руб. излишне уплаченного единого налога
на вмененный доход и обязать Инспекцию возвратить 137169 руб.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2002 признаны неправомерными действия Инспекции по отказу в возврате Обществу 134144 руб. 68 коп. излишне уплаченного единого налога на вмененный доход и на Инспекцию возложена обязанность возвратить Обществу из бюджета в установленном порядке 134144 руб. 68 коп. излишне уплаченного единого налога на вмененный доход.

В остальной части иска Обществу отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2002 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты в обжалуемой части по мотивам неправильного применении норм материального права.

По мнению Инспекции, судом необоснованно возложена обязанность по возврату Обществу из бюджета единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2002 по 01.05.2002 в сумме 12877 руб.

В остальной части Инспекцией судебные акты не оспариваются.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Инспекции, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты не подлежат отмене.

Из материалов дела следует, что Общество осуществляет розничную торговлю и является плательщиком единого налога на вмененный доход. За период со 2 квартала 1999 г. по апрель 2002 г., согласно представленным расчетам и платежным документами, исследованным судом, Обществом исчислен и уплачен налог в общей сумме 974313 руб.

Самостоятельно обнаружив факт излишне уплаченных сумм налога за указанные периоды Общество 21.03.2002 направило в Инспекцию уточненные расчеты единого налога на вмененный доход с просьбой засчитать излишне уплаченную сумму налога в размере 137169 руб. в счет уплаты последующих платежей, а 20.05.2002 в изменение ранее поданного письма заявило письменно о возврате 137169 руб. излишне уплаченного налога.

При рассмотрении спора по существу судом
установлено, что одним из показателей, учитываемых при исчислении единого налога на вмененный доход, служит корректирующий коэффициент дислокации объекта налогообложения внутри населенного пункта. В приложении N 4 к Закону Смоленской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности от 29.12.98 N 42-3 (с послед. изм. и доп.) указаны данные коэффициенты, а в п. 1 ст. 5 областного закона определено, что эти коэффициенты применяются согласно нормативному правовому акту органа местного самоуправления, изданному в соответствии с градостроительной документацией. Постановлением Главы администрации Смоленской области “Об определении корректирующих коэффициентов дислокации объекта налогообложения внутри населенного пункта“ от 02.03.99 N 370 утверждена схема зонирования территории г. Смоленска для исчисления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и произведено описание границ зонирования. Однако, указанное Постановление не было официально опубликовано в средствах массовой информации для всеобщего сведения, следовательно в силу п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ применяться не может. Указанные обстоятельства были установлены вступившими в законную силу решениями арбитражного суда (в т.ч. дело N А62-607/01), что в силу п. 2 ст. 58 АПК РФ исключает их повторное доказывание.

01.01.2002 вступило в силу Решение Смоленского городского Совета “Об установлении границ дислокации объектов налогообложения для исчисления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31.10.2001 N 209. Решение было опубликовано в газете “Смоленские новости“ от 13.11.2001 N 111. Как приложение к этому документу, в газете “Смоленские новости“ от 16.11.2001 N 113 размещена Схема градостроительного зонирования территории г. Смоленска, утвержденная Решением малого Совета Смоленского городского Совета народных депутатов
от 18.05.93 N 49. Однако ее применение, а следовательно, и исчисление корректирующего коэффициента без дополнительного разъяснения практически невозможно. Такое разъяснение с описанием границ планировочных участков, по сообщению главного редактора газеты “Смоленские новости“, напечатано 30.11.2001 в газете за N 118.

Однако указаний, что разъяснения кем-либо утверждены, в газете N 118 от 30.11.2001 не имеется. Не имеется таких указаний и в самом Решении Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 209.

Согласно ответу первого заместителя председателя Смоленского городского Совета N 4-615 от 10.07.2002 официальный текст Решения N 209 от 21.10.2001 опубликован в газете “Смоленские новости“ N 111 от 13.11.2001. Из приложенного к ответу текста Решения не следует, что оно было принято с какими-либо приложениями или разъяснениями, тем более, что описание границ планировочных участков (являющееся якобы приложением к Решению N 209 от 31.10.2001) датировано 30.11.2001, т.е. датой, отличной от даты принятия Решения N 209. В соответствии с п. 3 ст. 26 Устава города - героя Смоленска (городского муниципального образования) решения городского Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликовании (обнародования). Правоприменительная практика под официальным опубликованием понимает помещение для всеобщего сведения полного и точного текста документа в официальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Официальными источниками опубликования нормативных актов Смоленского городского Совета являются газеты “Рабочий путь“ (решение 8 сессии 1 созыва N 65 от 23.05.97) и “Смоленские новости“ (решение 27 сессии 1 созыва N 240 от 26.06.98). В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,
какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При названных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что из официально опубликованного текста Решения Смоленского городского Совета N 209 от 31.10.2001 нельзя определить, какой повышающий коэффициент следует применить при исчислении единого налога на вмененный доход.

Поэтому правомерно признал обоснованными уточненные расчеты Общества за первые 4 месяца 2002 г., из которых следует, что Обществом за 1 квартал 2002 г. излишне уплачено единого налога на вмененный доход - 9656 руб., а за апрель - 3221 руб.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.

В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения и постановления в необжалуемой части.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2002 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 11.10.2002 по делу N А62-1383/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.