Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.01.2003 N А68-139/АП-01 Получаемые подразделениями вневедомственной охраны средства за охрану объектов являются целевыми, не включаются в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и не подлежат обложению доначисленными инспекцией налогами на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 января 2003 г. Дело N А68-139/АП-01“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Отделения вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Куркинского района Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.06.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 03.10.2002 по делу N А68-139/АП-01,

УСТАНОВИЛ:

Отделение вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел Куркинского района Тульской области (далее - ОВО при ОВД Куркинского района Тульской области) обратился в суд с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Тульской области от
25.04.2001 N 43.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.06.2002 иск удовлетворен частично. Признан недействительным п. 1 решения налогового органа N 43 от 25.04.2002 о привлечении плательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель - ОВО при ОВД Куркинского района Тульской области просит отменить решение и постановление суда в части неудовлетворенных исковых требований как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей истца, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 1 по Тульской области проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства ОВО при ОВД Куркинского района Тульской области за период с 01.01.98 по 01.10.2000, по результатам которой составлен акт от 22.02.2001 N 23 и принято решение от 25.04.2001 N 43 о доначислении налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, пени за неуплату данных налогов, а также применении штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Не согласившись с принятым решением, ОВО при ОВД Куркинского района Тульской области обжаловало его в суд, ссылаясь на то, что не является плательщиком доначисленных инспекцией налогов, так как средства, полученные по договорам за охрану объектов юридических и физических лиц, являются целевыми и не подлежат налогообложению.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налогов и пени, суд исходил из того, что ОВО при ОВД
Куркинского района Тульской области является плательщиком налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, так как услуги, оказываемые отделением вневедомственной охраны по защите имущества собственников на основе договоров платные, а полученные от оказания этих услуг средства формируют выручку от реализации продукции (работ, услуг).

Этот вывод суда ошибочен.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 18.01.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ объектом налогообложения является сумма выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4 Положения “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы на территории МО “Куркинский район Тульской области“, утвержденным решением районной Думы МО “Куркинский район“ Тульской области N 12-87 от 24.07.99, определен объект налогообложения - выручка от оказания платных услуг.

Материалами дела подтверждено, что спорные суммы налогов начислены на средства, полученные Отделением вневедомственной охраны от осуществления им основного вида деятельности - охраны имущества на основе договоров с собственниками.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.02.93 N 209 “О милиции общественной безопасности“ подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к подразделениям милиции общественной безопасности (местной милиции), которые содержатся за счет средств, получаемых за охрану объектов по договорам.

Согласно статьям 1, 7, 9, 35 Закона Российской Федерации “О милиции“, пункту 1 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, подразделения вневедомственной охраны входят в систему органов исполнительной власти. При этом названными законодательными актами на подразделения вневедомственной охраны возложена охрана объектов с особым порядком их финансирования - не из бюджета, а
за счет средств, поступающих за охрану объектов по договорам от собственников.

Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами. Фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80% от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещают убытки от крупных краж и пожаров.

Порядок формирования цен (тарифов) на охрану объектов и составление смет жестко регламентирован внутренними документами Министерства внутренних дел России. Подразделения вневедомственной охраны не обладают правами самостоятельного решения этих вопросов.

Вышеуказанные средства являются целевыми, расходуются в соответствии с нормами и нормативами, применяемыми по всей системе МВД, на содержание подразделений вневедомственной охраны (оплата труда работников с учетом присвоения им звания, выслуга лет, материально - техническое обеспечение, обучение, обмундирование, предусмотренные законом социальные выплаты и др.) для выполнения возложенных на них функций. Не израсходованные в текущем году средства подлежат целевому использованию в последующем.

Таким образом, получаемые подразделениями вневедомственной охраны средства за охрану объектов являются целевыми, не включаются в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и не подлежат обложению доначисленными инспекцией налогами.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.2002 Арбитражного суда Тульской области по делу
N А68-139/АП-01 в части отказа в иске Отделения вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел Куркинского района Тульской области отменить и иск в этой части удовлетворить, признав недействительным решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Тульской области от 25.04.2001 N 43 о доначислении налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и пени по этим налогам.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.