Постановление ФАС Центрального округа от 25.12.2002 N А48-1842/02-8к Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС удовлетворены правомерно, поскольку в соответствии с налоговым законодательством проверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествовавшие году проведения проверки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 декабря 2002 г. Дело N А48-1842/02-8к“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.10.2002 по делу N А48-1842/02-8к,
УСТАНОВИЛ:
ОАО “Орелэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском с учетом уточненных требований о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла (далее - Инспекция) от 06.03.2002 N 6 о привлечении ОАО “Орелэнерго“ к налоговой ответственности в части предложения уплатить сумму НДС в размере 1145866 руб., содержащегося в подпункте (б) пункта 2.1.1 решения, а также в части уплатить сумму по НДС в размере 1468949 руб., содержащегося в подпункте (в) пункта 2.1 решения. Обязать Инспекцию возвратить ОАО “ Орелэнерго“ суммы налога и пени в размере 2537924 руб., необоснованно и незаконно засчитанные налоговым органом при перечислении налогоплательщику 22 апреля 2002 года переплаты по НДС.
Решением от 04.10.2002, суд признал признать недействительным Решение Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла от 6 марта 2002 года N 6 в части по п. п. “б“ п. 2.1 уплаты НДС в сумме 656368 руб.; в части уплаты пени по НДС в сумме 823632 руб. и обязал Инспекцию МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла в срок до 5 ноября 2002 года возвратить ОАО “Орелэнерго“ 1480000 руб., списанных в счет уплаты НДС и пени.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований и принять новое решение.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Как видно из материалов дела Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО “Орелэнерго“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 31.12.2000.
По итогам проведенных мероприятий налогового контроля 29 января 2002 г. налоговым органом был составлен акт N 30 выездной налоговой проверки ОАО “Орелэнерго“.
6 марта 2002 года, по результатам рассмотрения материалов проверки, руководителем Инспекции было вынесено решение N 6 о привлечении налогоплательщика, ОАО “Орелэнерго“, к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Считая незаконным решение налогового органа в обжалуемой части, истец обратился в суд с данным иском.
При принятии решения суд правомерно исходил из следующего:
При проведении налоговой проверки в соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ проверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, выездная налоговая проверка, проводившаяся Инспекцией в конце 2001 - начале 2002 г., не могла охватывать период ранее 1998 г. Недоплата сумм НДС в размере 656368 руб. и пени на эту сумму в размере 823632 руб. была установлена налоговым органом по результатам проверки данных бухгалтерского учета за 1997 г. (отражено в решении налогового органа в разделе III п. 1 (а) стр. 7), что является прямым нарушением ст. 87 НК РФ. Подобные обстоятельства, выявленные незаконным путем, не могут быть положены в основание решения налогового органа.
В отношении факта отражения операций по результатам 1997 г. в декларациях 1998 г. в разделе НДС по основным средствам предполагается, что содержащаяся в декларации информация является достоверной, если налоговый орган не установит обратное. Налоговый орган в установленные законом сроки мог провести проверку данных фактов. Такая проверка проведена не была, проведенная проверка за 1997 г. является незаконной, следовательно, факт указанного нарушения установлен не был.
Является также законным и обоснованным решение арбитражного суда в части возврата зачтенных налоговым органом сумм НДС и пени.
ОАО “Орелэнерго“ в январе 2002 г. получило право на возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам в сумме 142596340 руб.
Судом было установлено, и налоговый орган подтверждает этот факт, что задолженность по НДС и пени, которую налоговый орган установил подлежащей к взысканию в Решении N 6 ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Орла от 6 марта 2002 г. о привлечении к налоговой ответственности, наряду с другими налоговыми обязательствами была зачтена налоговым органом при возмещении сумм НДС 2002 года. В результате чего истец получил возмещение только в сумме 99913449 руб.
Так как возмещение этих сумм и зачет при его проведении осуществлялись в соответствии со ст. 176 НК РФ, то в результате отмены решения налогового органа обязанности уплатить сумму НДС в размере 656368 руб. и пени на эту сумму в размере 823632 руб. не существует и зачет, направленный на погашение этих налоговых обязательств, был проведен с нарушением ст. 176 НК РФ.
В соответствие с п. 2 ст. 7 Закона “О налоге на добавленную стоимость“ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
Суммы налога на добавленную стоимость по вводным в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектом, уплаченные подрядным организациям или уплаченные в бюджет при выполнении работ собственными силами, вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В 1998 - 2000 гг. ОАО “Орелэнерго“, в лице своего обособленного подразделения “Орловская ТЭЦ“, осуществляло деятельность по капитальному строительству, реконструкции, модернизации и приобретению объектов основных средств.
Затем при вводе в эксплуатацию объектов основных законченных капитальным строительством, ОП “Орловская ТЭЦ“ включало стоимость этих объектов в состав основных средств без налога на добавленную стоимость.
Налоговый орган правомерно счел такие действия истца нарушающими законодательство о налогах и сборах, ввиду того, что суммы НДС ошибочно возмещались из бюджета не единовременно, а равными долями в течение 6 месяцев начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств.
На основании обнаружившегося нарушения на сумму возмещенного НДС правомерно была начислена пеня.
Судом дана оценка всем доводам ответчика по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, ответчик повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.10.2002 по делу N А48-1842/02-8к оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.