Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.12.2002 N А64-2725/02-17 Дело по иску о взыскании с налогового органа процентов за пользование чужими денежными средствами направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 декабря 2002 г. Дело N А64-2725/02-17“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2002 по делу N А64-2725/02-17,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие Тамбовский НИИ радиотехники “Эфир“ (далее ФГУП ТНИИР “Эфир“) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Тамбова (далее - ИМНС) об обязании возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 5484173 руб. и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме
312293,18 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС РФ по Ленинскому району г. Тамбова просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Законность судебного акта проверена в порядке ст. ст. 274, 276, 286 АПК РФ.

Кассационная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, ФГУП ТНИИР “Эфир“ 20.08.2001 представило в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов за период с 01.07.2001 по 31.07.2001 и документы, обосновывающие налоговые вычеты. В результате проведенной камеральной проверки ИМНС пришла к выводу о правомерности возмещения налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 5484173 руб., о чем приняты Решения от 29.12.2001 N 06-42/8дсп и от 27.02.2002 N 06-31/345дсп.

04.03.2002 ФГУП ТНИИР “Эфир“ обратилось к налоговому органу с письмом о возврате на расчетный счет предприятия 5484173 руб. ИМНС РФ по Ленинскому району отказала налогоплательщику и письмом от 22.03.2002 N 03-35/1472 сообщила о зачете указанной суммы НДС в счет погашения реструктурированной задолженности по налогам.

Не согласившись с действиями налогового органа, ФГУП ТНИИР “Эфир“ обратилось в арбитражный суд с иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что условия погашения реструктурированной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 “О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ задолженности по налогам и сборам не обязывают налогоплательщика производить досрочное погашение задолженности и не предоставляют право налоговой инспекции отказать в возврате налога на добавленную стоимость, обоснованно предъявленного
к возмещению из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов при реализации товаров, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Пункт 2 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 (с изм. от 31.12.99, от 23.05.2001, от 23.10.2001, от 21.02.2002) предусматривает, что в сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включается задолженность, отсроченная ко взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Из указанного положения следует, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является аналогичным понятием изменения срока уплаты налога и сбора, определяемого в соответствии со статьей 61 НК РФ, которыми руководствуется налоговая инспекция в кассационной жалобе.

Направление ИМНС суммы возмещения НДС в счет погашения реструктурируемой задолженности означает одностороннее изменение налоговой инспекцией утвержденного графика погашения задолженности, что противоречит пункту 5 вышеназванного Порядка, согласно которому, право досрочного погашения задолженности принадлежит налогоплательщику, но не налоговому органу. Доказательств о наличии у истца других недоимок, пени и задолженности по налоговым санкциям суду не представлено. При таких обстоятельствах налоговый орган по заявлению ФГУП ТНИИР “Эфир“ должен был возвратить подлежащие возмещению из бюджета суммы.

Вместе с тем, удовлетворяя требования заявителя о взыскании с ИМНС процентов за пользование чужими денежными средствами, суд ошибочно руководствовался статьей 79 НК РФ, которая регулирует возврат излишне взысканного налога, сбора, пени.

Предметом иска явилось требование о возврате налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при экспорте товара. Порядок и сроки
исчисления процентов на сумму налога, подлежащего возврату вследствие применения ставки 0 процентов, определен статьей 176 НК РФ. Имущественные права налогоплательщика нарушаются в случае превышения совокупности сроков, предусмотренных статьей 176 кодекса.

Пунктом 4 данной статьи кодекса для налоговых органов установлен срок возмещения налога на добавленную стоимость по названному основанию - три месяца, в течение которых налоговая инспекция проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении полностью или частично. В названной норме также указано, что не позднее последнего дня этого срока налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в этот же срок направляет решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. При этом законодательством установлено, что в случае когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления его налоговой инспекцией, датой получения решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. В соответствии с данной нормой начисление процентов на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации производится при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам уточнить расчет процентов применительно к определению количества дней просрочки, установленного пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 286, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2002 по делу N А64-2725/02-17 в части взыскания процентов за нарушение сроков возврата сумм налога отменить.

Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.