Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.11.2002 N А62-959/02 Нарушение установленного законом срока уплаты налога на пользователей автодорог порождает предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность налогоплательщика уплатить пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 22 ноября 2002 г. Дело N А62-959/02“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Унитарного государственного предприятия “Дорожное ремонтно - строительное управление N 21“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2002 по делу N А62-959/02,

УСТАНОВИЛ:

УГП ДРСУ N 21 (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к МИМНС РФ N 2 по Смоленской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции N 2 от 14.01.2002, а именно, п. 1.1 - в части штрафа по НДС в сумме 4053 руб.;
п. 2.1 “б“ - в части доначисления НДС в сумме 20267 руб.; п. 2.1 “в“ - в части начисления пени по НДС в сумме 3229 руб., по налогу на пользователей автодорог в сумме 52210 руб., по налогу на пользование недрами в сумме 407 руб., по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 33492 руб. (с учетом уточнения).

Решением арбитражного суда от 26.06.2002 признаны недействительными пункты 1.1, 2.1 “б“, 2.1 “в“ решения Инспекции N 2 от 14.01.2002 в части взыскания 4052 руб. штрафа за неуплату НДС; 20267 руб. - неуплаченные НДС; 3229 руб. - пени за несвоевременную уплату НДС; 52210 руб. - пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог; 407 руб. - пени за несвоевременное внесение платы за пользование недрами; 33492 руб. - пени за несвоевременную уплату налога с владельцев автотранспортных средств.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2002 решение суда первой инстанции изменено.

Предприятию отказано в удовлетворении исковых требований в части признания недействительным п. 2.1 “в“ решения Инспекции N 2 от 14.01.2002 о взыскании 52210 руб. пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог.

В остальной части судебное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 26.06.2002.

По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы налогового законодательства, регулирующие уплату пени по налогу на пользователей автодорог.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит, что постановление апелляционной инстанции от 19.08.2002 подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что Инспекцией с 08.11.2001 по 14.12.2001 проведена выездная налоговая проверка Предприятия за период хозяйственной деятельности с 01.04.99 по
30.09.2001.

Результаты проверки отражены в акте N 398 от 14.12.2001.

На основании акта выездной налоговой проверки Инспекцией принято решения N 2 от 14.01.2002, согласно которому Предприятие привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в общей сумме 6059 руб.; ему доначислены налоги в общей сумме 24335 руб. и начислены пени в общей сумме 90936 руб.

Не согласившись частично с решением налогового органа, Предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.

Предприятием обжалуется постановление апелляционной инстанции только в части отказа в признании недействительным решения Инспекции о начислении пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 52210 руб. Согласно Федеральному закону “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации“, впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов“ подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20, 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Следовательно, все налоги, установленные ст. 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, в том числе, пп. “м“ п. 1 (налоги, служащие источником образования дорожных фондов, включая налог на пользователей автодорог), подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений.

Из смысла и анализа содержания ст. 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (налог на пользователей автодорог) следует, что в ней определены налогоплательщики (п. 1);
объект налогообложения - операции по реализации продукции (работ, услуг); налоговая база - сумма денежных средств, вырученных от реализации; налоговая ставка - процент от выручки (п. 2); а также налоговые льготы (п. 3). Что же касается порядка исчисления налога, то по смыслу данной статьи налогоплательщик делает это самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок и факт уплаты налога (ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц) в федеральный дорожный фонд Российской Федерации установлен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 “Об утверждении Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации“. Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ принят 18.01.91, то есть до вступления в силу Конституции Российской Федерации и части первой Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие акты принимались в иной законодательной процедуре, предполагавшей, что законодательным органом - Верховным Советом РФ - помимо закона принимаются постановления о порядке введения закона в действие, о толковании отдельных его норм, об утверждении разного рода актов, вытекающих из закона и развивающих его положения.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на пользователей автодорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее, в соответствии с п. п. “м“ п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ отчисления от
налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом и поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автодорог в федеральный дорожный фонд.

Принимая во внимание, что Предприятие до 01.01.2001 нарушало срок уплаты налога на пользователей автодорог в дорожные фонды, налоговая Инспекция вправе была начислить пени за несвоевременную уплату налога за этот период.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Уплата налога на пользователей автодорог производится ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц; нарушение этого срока порождает предусмотренную п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика уплатить пени. Поэтому выводы суда апелляционной инстанции в части отказа в иске Предприятию о признании недействительным решения Инспекции о доначислении пени по налогу на пользователей автодорог до 01.01.2001 являются законными.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001“ (п. 6 приложения N 38) действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 на 2001 год приостановлено. Иных законодательных актов федерального уровня об установлении срока уплаты этого налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в 2001 году принято не было. Нет таких указаний и в Законе Смоленской области N 21 от 29.07.98 “О порядке образования и использования территориального дорожного фонда Смоленской области“.

В соответствии со ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога.

При этом, исходя из положений статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Исходя из изложенного и на основании ст. 55, ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, по окончании налогового периода по налогу на пользователей дорог (соответствующего календарного года) при выявлении фактов неполной уплаты данного налога в целом за соответствующий период (календарный год) должны начисляться пени на сумму неуплаченного налога.

Судом апелляционной инстанции данным обстоятельствам не дана правовая оценка и в суде не исследовался вопрос о том, какие суммы пени начислены по обязательствам за январь - октябрь 2001 года (до истечения налогового периода), поэтому постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части подлежит отмене. Подлежит также отмене решение арбитражного суда от 26.06.2002 о признании недействительным решения Инспекции N 2 от 14.02.2002 в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог, так как судом не рассмотрены фактические обстоятельства дела по данному эпизоду.

В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверены судебные акты в необжалуемой части.

В этой части решение и постановления являются законными и обоснованными.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 и ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2002 о признании недействительным решения МИМНС РФ N 2 по Смоленской области в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 52210 руб. и постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.08.2002
в части отказа в удовлетворении исковых требований УГП ДРСУ-21 о признании недействительным решения МИМНС РФ N 2 по Смоленской области о взыскании 52210 руб. пени за несвоевременную уплату на пользователей автодорог отменить.

В отмененной части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Смоленской области.

В остальном судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.