Постановление ФАС Центрального округа от 04.11.2002 N А62-1892/2002 Дело по иску налогового органа о взыскании налоговых санкций за неуплату налога на прибыль направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 ноября 2002 г. Дело N А62-1892/2002“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска на решение арбитражного суда Смоленской области от 09.08.2002 по делу N А62-1892/2002,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Государственного учреждения “Региональная продовольственная корпорация при Главном управлении сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Смоленской области“ (далее - учреждение) 1288581 руб. налоговых санкций на основании решения налогового органа от 13.12.2001 N 147.
Решением арбитражного суда Смоленской области от 09.08.2002 исковые требования удовлетворены частично. С учреждения взысканы налоговые санкции в сумме 250000 руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционную инстанцию решение арбитражного суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе заявитель - Инспекция МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска, просит решение суда отменить в части отказа во взыскании штрафных санкций с выручки в размере 3-х процентов от суммы закупок сельскохозяйственной продукции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение арбитражного суда подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства Государственным учреждением “Региональная продовольственная корпорация при Главном управлении сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Смоленской области“ за период с 01.04.98 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт N 02/820 от 20.11.2001 и принято решение N 147 от 13.12.2001 о доначислении ряда налогов, пени, применении налоговых санкций.
В связи с неуплатой учреждением штрафов в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась с иском в суд.
В ходе проверки установлено, что для финансирования своей деятельности учреждение производило начисления в размере 3-х процентов от суммы закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание материально - технической базы, а также на текущие затраты, связанные с содержанием аппарата корпорации, которые не включались в выручку от реализации продукции (работ, услуг). При этом учреждение руководствовалось Положением о региональной продовольственной корпорации при управлении сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области, утвержденного Постановлением Главы администрации области 18.04.95 N 100. По мнению инспекции, учреждением нарушен п. 10 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.
При вынесении решения суд неправомерно руководствовался п. 5 Постановления Правительства РФ N 82 от 26.01.95 “Вопросы Федеральной продовольственной корпорации“, согласно которому начисления в размере 3 процентов от суммы закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия направляются на формирование собственных средств Федеральной продовольственной корпорации для закупки сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, создание материально - технической базы и финансирование долевого участия в строительстве оптовых продовольственных рынков и на текущие затраты, связанные с содержанием аппарата Федеральной продовольственной корпорации и ее территориальных органов. Судом не учтено, что Постановление Правительства РФ N 82 от 26.01.95 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.09.97 N 1224.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 указанного Закона является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Порядок обложения прибыли для некоммерческих организаций предусмотрен п. 10 ст. 2 указанного Закона, в соответствии, с которым некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от этой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
В соответствии с п. 2.12 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций“ в составе доходов и расходов организаций, перечисленных в настоящем пункте, не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
Денежные средства в размере трех процентов от суммы закупок сельскохозяйственной продукции, направляемые для финансирования деятельности региональной продовольственной корпорации, являются целевыми, поэтому для правильного разрешения спора суду необходимо исследовать каким образом использовались истцом указанные средства.
Вывод суда, что указанные средства не использовались учреждением на иные цели не обоснован, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт их использования по назначению.
Учитывая, что решение арбитражного суда принято в обжалуемой части без учета и оценки фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Сторонами не оспаривается правомерность выводов суда об уменьшении штрафных санкций с суммы 764708,2 руб. до 250000 руб. (штраф по ст. 122 Налогового кодекса РФ - 62045,2 руб. по ст. 119 Налогового кодекса РФ - 702663 руб.) от суммы сделок по приобретению ответчиком автомашин и их безвозмездной передаче в мае 1999 г. Главному Управлению сельского хозяйства (расчет на л.д. 74), поэтому в этой части судебное решение не подлежит отмене.
В ходе нового рассмотрения спора, суду надлежит исследовать все доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов, дать им правовую оценку со ссылкой на нормы действующего в проверяемый период законодательства и определить законность и обоснованность начисления штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 38718,8 руб., по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в размере 485154 руб. (суммы штрафных санкций, не включенных в расчет на л.д. 74).
На основании изложенного и руководствуясь п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Смоленской области от 09.08.2002 по делу N А62-1892/2002 в части взыскания штрафных санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 38718,6 руб. и по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в сумме 485154 руб. отменить и направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в арбитражный суд Смоленской области.
В остальной части решение суда от 09.08.2002 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.