Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2002 N А35-469/02-С2 Исковые требования о взыскании с администрации города недоимки по уплате страховых взносов за неработающее население удовлетворены правомерно, поскольку уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 октября 2002 г. Дело N А35-469/02-С2“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Рыльска Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.06.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 03.09.2002 по делу N А35-469/02-С2,

УСТАНОВИЛ:

Курский областной Фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском о взыскании с администрации муниципального образования “город Рыльск“ Курской области (далее - Администрация) 6977236 руб. недоимки по уплате страховых взносов за неработающее население на 01.01.2002 и 5105368 руб.
пени за просрочку уплаты страховых взносов.

По делу в качестве третьего лица привлечено Правительство Курской области.

Решением от 14.06.2002 исковые требования удовлетворены частично.

С муниципального образования “город Рыльск“ взыскано 299264 руб. недоимки по уплате страховых взносов и 374715 руб. 70 коп. пени.

В остальной части иск оставлен без рассмотрения.

Постановлением от 03.09.2002 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе заявитель - администрация муниципального образования “город Рыльск“ просит судебные акты по делу отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя жалобы, заслушав объяснения представителя третьего лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Администрацией допущено нарушение порядка и сроков уплаты страховых взносов за неработающее население, в результате чего по состоянию на 01.01.2002 за ответчиком образовалась задолженность в сумме 6977236 руб., что подтверждает акт документальной проверки от 14.01.2002 N 2 (л.д. 6). За просрочку уплаты страховых взносов начислена пеня в сумме 5105368,37 руб.

В связи с несвоевременным внесением указанных сумм и отсутствием права на бесспорное списание сумм задолженности с бюджетных счетов, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.

Часть 1 статьи 41 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ местная администрация является страхователем для неработающих граждан.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1.

В соответствии с указанным Положением и п. 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, плательщиками страховых взносов являются также органы государственного самоуправления краев, областей, автономных образований, местная администрация, которые производят платежи на указанные цели с учетом территориальных программ в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Согласно п. 13 указанной Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25 числа в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации.

Постановлением Правительства Курской области от 28.03.2001 N 232 “О размере платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан“ размер платежей обязательного медицинского страхования неработающих граждан на 1-й квартал 2001 г. был установлен в сумме 32 руб. на одного человека (л.д. 15).

Постановлением Правительства Курской области от 04.04.2001 N 248 “Об областной программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Курской области бесплатной медицинской помощью в 2001 году“, был установлен размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан области в 2001 году в сумме 226 руб. на одного человека в год, в т.ч. во втором и третьем
квартале 2001 г. по 63 руб. на одного человека в квартал, а в четвертом квартале 2001 г. - 68 руб. на одного человека в квартал (л.д. 14).

Материалами дела подтверждено, что за Администрацией на 01.01.2002 образовалась задолженность по уплате страховых взносов за неработающее население в сумме 6977236 руб., что подтверждается актом документальной проверки и не оспаривается ответчиком.

В результате этого, суд обоснованно пришел к выводу, что требование истца о взыскании платежей на обязательное медицинское страхование в сумме 2992640 руб. и 374715 руб. пени подлежит удовлетворению.

По причине непредставления Фондом доказательств отзыва инкассовых поручений на списание с ответчика сумм задолженности за период до 31.12.2000, иск в остальной части правомерно оставлен без рассмотрения.

Доводы ответчика о том, что муниципальное образование не является Страхователем неработающего населения этого образования, а также что в муниципальном бюджете нет средств на финансирование данных платежей, несостоятельны и им дана надлежащая оценка судом первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.06.2002 и постановление от 03.09.2002 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-469/02-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.