Постановление ФАС Центрального округа от 18.10.2002 N А14-1722-02/62/18 Дело по иску о возмещении расходов по представлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм материального и процессуального права.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 18 октября 2002 г. Дело N А14-1722-02/62/18“
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Юго - Восточная железная дорога“ на решение от 11.07.2002 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-1722-02/62/18,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) “Юго - Восточная железная дорога“ предъявило иск к Главному управлению труда и социального развития Администрации Воронежской области и Главному финансовому управлению Администрации Воронежской области о взыскании 2000 руб. возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам.
До вынесения решения истец увеличил сумму исковых требования до 100652 руб. 63 коп., а также просил суд привлечь Главное управление труда и социального развития Администрации Воронежской области к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением суда от 23.04.2002 производство по делу в отношении Главного управления труда и социального развития Администрации Воронежской области, как ответчика, по делу прекращено, и оно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.07.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционной инстанцией дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с решением суда, истец подал в суд округа кассационную жалобу, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, ссылаясь на неприменение судом норм Федерального закона РФ “О ветеранах“ и неправильное применение норм бюджетного законодательства.
В судебном заседании заявитель жалобы поддержал ее доводы.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что в соответствии с Федеральным Законом “О ветеранах“ от 12.01.95 N 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в январе 2001 г. в результате предоставления ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг понес убытки на сумму 100652 руб. 63 коп.
Расходы по предоставлению льгот истцу не были компенсированы, в связи с чем он обратился в суд с вышеназванным иском.
Суд области отказал в удовлетворении исковых требований. При этом исходил из того, что истцом и третьим лицом был заключен договор, в соответствии с которым Главное управление труда и социального развития Администрации Воронежской области приняло на себя обязательство производить возмещение понесенных истцом затрат на реализацию льгот в пределах сумм, полученных от Главного финансового управления Администрации Воронежской области, путем перечисления их на расчетный счет ФГУП “ЮВЖД“. В связи с этим суд сделал вывод о наличии между истцом и третьим лицом обязательственных правоотношений, а также об отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованность требований к Главному финансовому управлению Администрации Воронежской области.
Судебная коллегия не может признать данные выводы суда области обоснованными.
Согласно ст. 10 Федерального Закона “О ветеранах“ расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств Федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ, причем в силу названной статьи расходы на оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Судом области установлено, что на основании и во исполнение указанного закона, Администрация Воронежской области 21.02.2001 приняла постановление N 153 “Об утверждении Временного порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным Законом “О ветеранах“, в Воронежской области“.
Временным порядком определен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот за счет средств, поступающих из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предусмотренных Законом Воронежской области от 25.12.2000 “Об областном бюджете на 2001 г.“.
Согласно п. 3 Временного порядка денежные средства, поступившие из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, перечисляются Главным финансовым управлением Администрации Воронежской области на лицевой счет Главного управления труда и социального развития Администрации Воронежской области, которое на основании заключенных договоров производит возмещение расходов за предоставление льгот организациям их предоставившим.
Во исполнение постановления администрации области, 10.07.2001 между ФГУП “ЮВЖД“ и Главным управлением труда и социального развития Администрации Воронежской области был заключен договор N 340.
По условиям договора Главное управление труда и социального развития Администрации Воронежской области приняло на себя обязательство производить возмещение понесенных истцом затрат на реализацию льгот в пределах полученных от Главного финансового управления Администрации Воронежской области сумм, путем перечисления их на расчетный счет ФГУП “ЮВЖД“.
Таким образом, данный договор заключен в порядке реализации субъектом Российской Федерации закрепленной федеральным законом обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, на основании постановления администрации области N 153 от 21.02.2001, о чем имеется указание в преамбуле договора, и с учетом финансирования исполнения договора администрацией Воронежской области.
При вынесении решения не учтено, что именно на субъект Российской Федерации ст. 10 Федерального Закона “О ветеранах“ возложена обязанность возмещать расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных ветеранам, за счет средств его бюджета, а также из любых не запрещенных законом источников.
В связи с этим суду области следовало проверить наличие в бюджете Воронежской области на 2001 год ассигнований на предоставление льгот ветеранам, а также выяснить, какие действия предпринимались ответчиком для возмещения истцу расходов, в том числе и при формировании бюджетов области на 2001, 2002 годы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть вышеизложенное, дать оценку доказательствам и доводам сторон.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 287, 288 ч. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.07.2002 Арбитражного суда Воронежской области по делу А14-1722-02/62/18 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.