Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.10.2002 по делу N А09-2336/02-9 Распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 октября 2002 г. Дело N А09-2336/02-9“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Сантехмонтаж“ (ЗАО “Сантехмонтаж“), г. Брянск, на Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.07.2002 по делу N А09-2336/02-9,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Сантехмонтаж“ обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Брянска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.07.2002 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе ЗАО “Сантехмонтаж“ просит отменить указанное судебное решение и иск удовлетворить, ссылаясь
на то, что судебный акт постановлен с нарушением норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Брянска просила оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.

Истец надлежащим образом уведомлен о дне рассмотрения дела, но в суд округа не явился. Письмом просил рассмотреть жалобу в его отсутствие. Судебная коллегия считает необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ЗАО “Сантехмонтаж“.

Ответчик в кассационной инстанции просил оставить оспариваемое решение без изменения.

Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу о необходимости Решение суда от 15.07.2002 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, между администрацией г. Брянска в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Брянска и ЗАО “Сантехмонтаж“ заключен договор от 25.06.2001 N 17270 о предоставлении акционерному обществу земельного участка площадью 2539 кв. м, расположенного в г. Брянске по ул. Почтовой, 38, в пользование на условиях аренды для эксплуатации административно-бытового корпуса. Срок действия договора определен до 01.07.2043.

25.01.2002 ЗАО “Сантехмонтаж“ обратилось в администрацию города с заявлением о выкупе указанного земельного участка.

Ссылаясь на то, что ответчик уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка, ЗАО “Сантехмонтаж“ обратилось с вышеуказанным иском в суд.

Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в иске.

Согласно ст. 28 п. 1 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков
осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11.

Согласно ст. 2 ФЗ от 17.07.2001 N 101 “О разграничении государственной собственности на землю“ право собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с этим вопросом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду не статья 10 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137, а абзац 2 статьи 10 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.10.2001 N 137 “ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством российской Федерации.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю не произведено, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о надлежащем органе государственной власти или органе местного самоуправления, который вправе осуществить продажу спорного участка.

Кроме того, на спорный земельный участок с истцом заключен договор аренды.
То есть права пользования истца земельным участком в настоящее время не ущемлены.

При этом кассационная инстанция учитывает, что ЗАО “Сантехмонтаж“ не лишено права в дальнейшем выкупить земельный участок.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.

Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.07.2002 по делу N А09-2336/02-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.