Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2002 N А64-1817/02-16 Исковые требования о признании недействительным постановления администрации об изъятии у истца земельного участка удовлетворены правомерно, поскольку доказательств, подтверждающих факты нерационального и неэффективного использования земельного участка, ответчиком не представлено.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 октября 2002 г. Дело N А64-1817/02-16“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации Инжавинского района Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2002 по делу N А64-1817/02-16,
УСТАНОВИЛ:
Кооператив “Луч“ Инжавинского района Тамбовской области (далее - Кооператив) обратился в арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации Инжавинского района Тамбовской области (далее - Администрация) о признании недействительными постановлений от 08.05.2001 N 227 и от 07.06.2001 N 300.
Решением от 24.06.2002 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность данного решения не проверялась.
В кассационной жалобе Администрация Инжавинского района просит судебный акт по делу отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, кооперативу “Луч“ на основании акта на право владения, пользования землей от 30.03.92 N 152 было предоставлено 2219 га земли, из которых 2161 га пашни.
Постановлениями Администрации от 08.05.2001 N 227 и от 07.06.2001 N 300 у истца на основании п. “е“ ст. 79 Закона Тамбовской области “О регулировании земельных отношений в Тамбовской области“ (далее - Закон) за систематическое нарушение земельного законодательства, выразившееся в нерациональном использовании земель в целом по кооперативу, было изъято 815 и 738 га земли.
Посчитав данные постановления незаконными, кооператив “Луч“ обратился за защитой в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. “е“ ст. 79 Закона, основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является нерациональное и неэффективное использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, выражающееся в снижении фактической урожайности за последние пять лет по сравнению с нормальной, установленной по кадастровой оценке, более чем на 25 процентов.
Из содержания ст. 82 Закона, регламентирующей порядок прекращения прав на земельный участок, следует:
1. Принудительное прекращение прав на земельный участок по основаниям, предусмотренным в частности п. “е“ ст. 79 Закона производится в следующем порядке:
а) при выявлении нарушения на виновных юридических лиц или граждан специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах предоставленной им компетенции налагается штраф в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Одновременно с наложением штрафа выносится предупреждение об устранении в срок до трех месяцев допущенных нарушений;
б) при неустранении нарушений в сроки, предусмотренные п. “а“ части первой настоящей статьи, специально уполномоченные государственные органы вносят в Администрацию области или орган местного самоуправления, представившие земельный участок, представление о прекращении прав на него.
2. Принудительное прекращение прав на земельный участок производится на основании постановления Администрации области или органа местного самоуправления. Копия постановления вручается собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, арендатору в 7-дневный срок с момента получения копии постановления.
3. При несогласии собственника землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на земельный участок, он вправе заявить об этом органу, принявшему постановление, в 15-дневный срок с момента получения копии постановления.
В этом случае исполнение постановления не производится, а орган принявший его может предъявить иск о принудительном прекращении прав на земельный участок в суд.
Государственная регистрация прекращения прав на землю не производится до решения суда.
В связи с несоблюдением Администрацией указанных требований закона, а также отсутствия в оспариваемых постановлениях данных о том, какие конкретно земельные участки истца подлежат изъятию, суд обоснованно признал эти ненормативные акты недействительными.
Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих факты нерационального и неэффективного использования земельного участка сельхозназначения, ответчиком не представлено. Указанные в протоколе нарушения: земля не обрабатывается, заросла многолетним сорняком, материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2002 по делу N А64-1817/02-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.