Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2002 N А23-1172/02А-12-82 Исковые требования о признании недействительным отказа в возврате единого социального налога удовлетворены правомерно, поскольку у налогового органа не имелось правовых оснований для такого отказа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 октября 2002 г. Дело N А23-1172/02А-12-82“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Обнинску Калужской области на решение арбитражного суда Калужской области от 24.06.2002 по делу N А23-1172/02А-12-82,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 25“ обратилось с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Обнинску Калужской области от 05.04.2002 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога.

До вынесения решения по делу истец в порядке ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования
и просил признать недействительным отказ в возврате единого социального налога, уплаченного за 1-й квартал 2002 года, изложенный в письме руководителя инспекции от 05.04.2002 N 02-02/1417.

Решением арбитражного суда Калужской области от 24.06.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе заявитель - Инспекция МНС РФ по г. Обнинску Калужской области, просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, поводом для обращения ООО “Магазин N 25“ в арбитражный суд послужило решение налоговой инспекции от 05.04.2002 N 02-02/1417 об отказе в возврате ошибочно уплаченного единого социального налога в связи с отсутствием для этого правовых оснований.

Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ внесены изменения в часть 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, касающиеся введения обязанности плательщиков единого налога на вмененный доход уплачивать единый социальный налог.

Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ, согласно статье 10 этого закона, вступил в законную силу с 01.01.2002, то есть на следующий день после его официального опубликования, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, который вступает в силу с 01.01.2003.

Согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 N 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса
такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Таким образом, положения статьи 10 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ противоречат норме, предусмотренной п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, и устанавливают иной порядок введения в действие акта законодательства о налогах и сборах.

Указанные противоречия устранены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ и соответствующие изменения внесены в Закон РФ от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“. Из содержания статьи 1 Федерального закона N 148-ФЗ в редакции от 24.07.2002 следует, что с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимается единый социальный налог.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 104-ФЗ суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Учитывая, что на день вынесения арбитражным судом решения (24.06.2002), Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ не был принят и данный подход законодателя стал
известен после опубликования этого закона, довод инспекции о том, что судом неправомерно не учтены положения ст. 5 указанного Закона подлежит отклонению как безосновательный.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим действующему в тот период законодательству и не усматривает оснований для его отмены.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Калужской области от 24.06.2002 по делу N А23-1172/02А-12-82 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.