Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 30.09.2002 N А64-4057/01-12 Исковые требования о признании недействительным постановления администрации города “О передаче имущества муниципальных предприятий в казну города“ удовлетворены правомерно, поскольку данное постановление направлено на неправомерное изъятие у муниципальных предприятий имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения, что противоречит действующему гражданскому законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 сентября 2002 г. Дело N А64-4057/01-12“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Уварово Тамбовской области на решение от 29.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 17.07.2002 арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-40857/01-12,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тамбовской области обратился в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов о признании недействительным постановления администрации г. Уварова от 21.03.2001 N 167 “О передаче имущества муниципальных предприятий в казну города“.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2002 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2002 решение
суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель - администрация г. Уварово, просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Прокурор Тамбовской области в отзыве на кассационную жалобу считает доводы заявителя жалобы необоснованными.

Законность судебного акта проверена в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 21.03.2001 администрация г. Уварово приняла постановление N 167, согласно которому имущество, находящееся в хозяйственном ведении Уваровского муниципального предприятия электрических и тепловых сетей (далее УМПЭиТС), Уваровского муниципального унитарного предприятия (далее МППЖКХ), муниципального предприятия жилищно - коммунального хозяйства г. Уварово “Управление жилищно - коммунального хозяйства и инвестиций“ (далее УЖКХиИ) передано в казну города.

Считая, что указанное постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, прокурор Тамбовской области обратился в суд с соответствующим иском.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, постановление от 21.03.2001 направлено на неправомерное изъятие у муниципальных предприятий имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, что противоречит п. 5 ст. 113, п. 3 ст. 114 ст. 295 ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке предусмотренном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

В ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено доказательств правомерности изъятия имущества у муниципальных предприятия.

В соответствии с ч. 5 ст. 114 ГК РФ, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного
капитала, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Указанные действия ответчик не производил, уведомлений об уменьшении размера уставного капитала кредиторам предприятий не направлял.

Как следует из материалов дела, имущество МППЖКХ, УЖКХиИ, УМПЭиТС передано полностью, в результате чего названные предприятия не могут выполнять свои уставные задачи, для выполнения которых были созданы, что означает начало процесса скрытой ликвидации вышеназванных муниципальных предприятий и влечет нарушение предусмотренных ст.ст. 63, 64 ГК РФ прав кредиторов.

Наличие кредиторов и невозможность погасить перед ними долги подтверждается заключениями ТО ФСФО России по Тамбовской области от 06.12.2001 и другими материалами дела.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что действительным мотивом передачи имущества в казну города является цель избежать обращения взыскания на это имущество по долгам кредиторов в случае банкротства муниципальных предприятий, обоснован.

Доводы заявителя жалобы относительно не привлечения в процесс в качестве истцов МППЖКХ, УЖКХиИ, УМПЭиТС не принимаются во внимание. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает привлечение в дело истцов без их согласия. Всем трем предприятиям было известно о предъявлении иска прокурором, намерение об участии в процессе в качестве стороны они не высказали. Суд, тем не менее, по своей инициативе привлек их к участию в деле как третьих лиц на стороне ответчика. Однако правового интереса к рассматриваемому спору названные лица не проявили, в заседания суда не являлись.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает процессуальных нарушений в действиях суда.

Кроме того, анализ статей 52, 200 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что в возбужденных по заявлению прокурора делах о признании ненормативного акта недействительным, как правило, отсутствует
конкретный субъект, в интересах которого предъявлен иск.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.04.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 17.07.2002 по делу N А64-4057/01-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Уварово Тамбовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.