Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2002 N А08-931/02-16 Дело по иску о признании неправомерными действий налогового органа по проведению зачета излишне уплаченных сумм платежей за пользование недрами и обязании налогового органа провести зачет данной суммы в счет предстоящих платежей направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом фактических обстоятельств дела.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 26 сентября 2002 г. Дело N А08-931/02-16“
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 8 по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.03.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 16.07.2002 по делу N А08-931/02-16,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Комбинат КМАруда“ (далее - ОАО “КМАруда“) обратилось в арбитражный суд с иском о признании неправомерными действий (бездействий) Межрайонной инспекции МНС РФ N 8 по Белгородской области по непроведению зачета излишне уплаченных сумм платежей за пользование недрами в сумме 1628241 руб. 46 коп. за 2000 г., январь - ноябрь 2001 г. и обязании налогового органа провести зачет указанной суммы в счет предстоящих платежей за пользование недрами.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.03.2002 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель - Межрайонная инспекция МНС РФ N 8 по Белгородской области просит отменить решение и постановление суда как принятые в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 16.01.2002 ОАО “Комбинат КМАруда“ в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 8 по Белгородской области представило уточненные расчеты по платежам за пользование недрами за 2000 г., январь - ноябрь 2001 г., на основании которых подлежали уменьшению данные платежи в сумме 1628241 руб. 46 коп., а также подано заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей за пользование недрами.
В связи с тем, что заявление от 16.01.2002 оставлено налоговым органом без ответа и удовлетворения, ОАО “КМАруда“ обратилось с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из факта наличия у ОАО “Комбинат КМАруда“ излишне уплаченной суммы по платежам за пользование недрами, указывая при этом, что излишняя уплата данных платежей образовалась в результате неправильного исчисления предприятием налогооблагаемой базы.
Эти обстоятельства, положенные в основу судебных актов и признанные установленными, не подтверждается материалами дела.
Проверить обоснованность выводов суда не представляется возможным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об этом - судом не исследовались документы, подтверждающие право ОАО “Комбинат КМАруда“ на зачет платежей за пользование недрами, к материалам дела не приобщены первичные документы, подтверждающие содержащиеся в расчетах сведения об уплате платежей за пользование недрами в большей сумме, не исследовался лицевой счет плательщика по вопросу наличия (отсутствия) задолженности или переплаты, из заявления налогоплательщика от 16.01.2002 не видно, что явилось причиной неправильного определения налогооблагаемой базы, какие нарушения допущены предприятием при исчислении налога на пользование недрами, расчеты, представленные ОАО “КМАруда“ не проверены налоговой инспекцией.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу, что предприятие в уточненных расчетах исчисляло платежи за пользование недрами от производственной себестоимости добычи минерального сырья.
Между тем, в отзыве на апелляционную жалобу ОАО “КМАруда“ указывает, что налог рассчитан от стоимости добычи полезных ископаемых. Судом апелляционной инстанции этому обстоятельству оценка не дана.
Платежи за право на пользование недрами по сути своей являются налоговыми, поскольку и Законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ и Налоговым кодексом РФ отнесены к федеральным видам налогов и сборов.
Федеральный закон “О недрах“ не устанавливает элементы налогообложения, а регулирует отношения недропользования, закрепив право определения порядка и условий взимания платежей за пользование недрами за Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения “О порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.92 N 828 (в редакции от 22.08.98), предусмотрено, что стоимость минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета НДС.
Пункт 18 совместной Инструкции Минфина РФ, ГНС РФ, Госгортехнадзора России “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами“ повторяет положения, установленные Правительством РФ по определению стоимости добытого минерального сырья, разъясняя, что стоимость добываемых полезных ископаемых исчисляется исходя из сложившихся свободных цен реализации.
При вынесении решения суд неправомерно руководствовался Решением Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120, так как оно было принято по конкретному делу, предметом рассмотрения которого являлся ненормативный акт, вынесенный в отношении другого юридического лица. В законом установленном порядке положения Постановления Правительства РФ N 828 от 28.10.92 и Инструкции ГНС РФ N 17, устанавливающие порядок взимания платы за право на пользование недрами, не обжаловались.
В соответствии со ст. 41 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах“ (в редакции от 08.08.2001) платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при их добыче, превышающих установленные нормативы. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на право пользование недрами.
Решение суда первой и постановление апелляционной инстанций приняты без анализа расчета платежей за добычу полезных ископаемых, порядок взимания которых установлен лицензией на право пользования недрами.
При новом рассмотрении дела необходимо исследовать эти и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать всестороннюю оценку доводам сторон, выяснить исполнены ли истцом надлежащим образом обязанности по уплате платежей за пользование недрами в указанный период, как следствие, возникло ли право у налогоплательщика на зачет произведенных платежей за право пользования недрами, при необходимости предложить сторонам сверить расчеты.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.03.2002 и постановление от 16.07.2002 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-931/02-16 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.