Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2002 N А08-2215/02-20 В иске о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе принять уточненные налоговые декларации и произвести зачет излишне уплаченного налога на землю в счет предстоящих платежей отказано правомерно, поскольку истец при исчислении и уплате земельного налога не учел, что ставка земельного налога должна исчисляться в соответствии с утвержденными коэффициентами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 сентября 2002 г. Дело N А08-2215/02-20“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО “Лебединский горно - обогатительный комбинат“ на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.06.2002 по делу N А08-2215/02-20,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Лебединский горно - обогатительный комбинат“ обратилось в арбитражный суд с иском к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 8 по Белгородской области о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции, выразившихся в отказе принять уточненные налоговые декларации по земельному налогу и произвести зачет излишне уплаченного налога на землю в сумме 13872105 руб. в счет
предстоящих платежей и обязать ответчика принять указанные декларации и произвести зачет излишне уплаченного налога на землю в сумме 13872105 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.06.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.

Заявитель кассационной жалобы - ОАО “Лебединский горно - обогатительный комбинат“, просит решение арбитражного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять новое решение.

Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, ОАО “Лебединский горно - обогатительный комбинат“ 10.12.2001 направило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 1999, 2000, 2001 г.г. и заявление о зачете излишне уплаченного налога на землю в размере 13872105 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу, полагая, что применяемые Обществом за указанные периоды коэффициенты, повышающие ставки налога, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 “О федеральном бюджете на 1999 год“, опубликованный 25.02.99; Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 “О федеральном бюджете на 2000 год“, опубликованный 05.01.2000; Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 “О федеральном бюджете на 2001 год“, опубликованный 28.12.2000, не должны применяться в силу п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, так как указанные нормативные акты вводят повышенную ставку налога не с 1-го числа очередного налогового периода. Письмом от 19.12.2001 Инспекция МНС РФ по г. Губкину и Губкинскому району (в настоящее время - Межрайонная ИМНС РФ N 8 по Белгородской области) сообщила, что уточненные декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 г.г. Инспекцией приняты,
но не исполнены, так как законных оснований на зачет 13872105 руб. у налогового органа не имеется.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО “Лебединский горно - обогатительный комбинат“ в суд с настоящим иском.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда обоснованными исходя из следующего.

На основании ст. 16, ст. 17 ФЗ от 11.09.91 N 1738-1 “О плате за землю“ юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Установленные Законом РФ “О плате за землю“ средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.

Статьей 15 ФЗ от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г. Следовательно, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.

Федеральным законом
N 51-ФЗ от 30.03.99 действие п. 1 ст. 5 НК РФ приостановлено до 01.01.2000. Исходя из положений Федерального Закона N 5-ФЗ от 14.06.94 “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания“ федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Поскольку упомянутые Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 1999, 2000 и 2001 годы и эти Федеральные законы действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“, следует признать, что суд правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения к излишне уплаченным спорных сумм земельного налога, показанных в уточненных налоговых декларациях, и для проведения зачета согласно ст. 78 НК РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что данные ставки подлежали применению по истечении года, когда были приняты акты законодательства о налогах и сборах, судом кассационной инстанции не принимаются, исходя из специфики Федеральных законов о бюджете на конкретный год, действие которых ограничивается временными рамками, а также учитывая, что установление к ставкам земельного налога поправочных коэффициентов не имеет обратной силы и тем самым не нарушает прав налогоплательщиков.

Кроме того, как правильно указал суд, законность всех вышеперечисленных федеральных законодательных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного
суда Белгородской области от 11.06.2002 по делу N А08-2215/02-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО “Лебединский горно - обогатительный комбинат“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.