Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2002 N А48-1070/02-18 Дело по иску налогового органа о взыскании налоговых санкций за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам не по основному месту работы, направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 24 сентября 2002 г. Дело N А48-1070/02-18“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Северному району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2002 по делу N А48-1070/02-18,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Северному району г. Орла обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском о взыскании с ОАО “Автотранспортное предприятие междугородных перевозок“ (далее - ОАО “АТПМП“) налоговых санкций в сумме 14487 руб. 20 коп., примененных в соответствии со ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Решением Арбитражного суда
Орловской области от 19.06.2002 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО “АТПМП“ взысканы налоговые санкции в сумме 3400 руб., производство по делу прекращено в части взыскания штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 2489 руб. 60 коп. В остальной части иска отказано.

В апелляционную инстанцию решение арбитражного суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе заявитель - инспекция МНС РФ по Северному району г. Орла, просит отменить решение суда в части неудовлетворенных исковых требований о взыскании налоговой санкции по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в сумме 8400 руб., как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит частичной отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Северному району г. Орла проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления подоходного налога (налога на доходы) в бюджет ОАО “АТПМП“ за период с 01.01.98 по 01.09.2001, по результатам которой составлен акт N 68 от 23.11.2001 и принято решение N 156 от 11.12.2001 о применении налоговых санкций согласно ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 2687 руб. 20 коп., согласно п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в сумме 11800 руб.

Поскольку штраф в добровольном порядке уплачен не был, налоговая инспекция обратилась с иском в арбитражный суд.

В ходе проверки установлено неправомерное неудержание и неперечисление налогоплательщиком сумм подоходного налога (налога на доходы) за проверяемый период в сумме 13436 руб., а также непредставление ОАО “АТПМП“ в налоговый орган сведений в количестве 236 документов о доходах, выплаченных
физическим лицам не по основному месту работы за 4кв. 1998 г., 1999 - 2000 г.г.

Разрешая спор в части взыскания штрафа в сумме 2687 руб. 20 коп. за неправомерное неудержание и неперечисление сумм подоходного налога (налога на доходы), что признано ответчиком, суд обоснованно руководствовался п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию.

После введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации состав аналогичного налогового правонарушения предусмотрен статьей 123 Налогового кодекса РФ, устанавливающей ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Однако размер налоговой санкции, определенный указанной статьей, составил 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению, то есть после 01.01.99 ответственность за налоговое правонарушение, ранее предусмотренная статьей 22 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“, ст. 123 Налогового кодекса РФ усилена.

Следовательно, за совершенное до 01.01.99 налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 22 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“, к налоговому агенту после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, должен применяться штраф в размере, не превышающем 10 процентов от суммы налога, подлежащей перечислению.

В этой связи суд обоснованно не принял
отказ от иска налоговой инспекции в части взыскания налоговой санкции в сумме 197 руб. 60 коп. из общей суммы штрафа - 2687 руб. 20 коп., уплаченной налогоплательщиком в процессе рассмотрения дела в арбитражном суде, и отказал в этой части в удовлетворении исковых требований, а в остальной части суммы штрафа - 2489 руб. 60 коп. прекратил производство по делу с соблюдением требований п. 4 ст. 37 и п. 6 ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ответчика отсутствуют признаки налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в период с 01.01.99 по 17.08.99, является ошибочным.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц, своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Пунктом 5 указанной статьи и подпунктом “в“ пункта 66 Инструкции ГНС РФ от 29.06.95 N 35 “По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ установлена обязанность работодателей как налоговых агентов ежеквартально не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять сведения о доходах физических лиц, выплаченных не по основному месту работы. С 01.01.99 ответственность за непредставление указанных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ была установлена пунктом 3 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 9 июля 1999
года N 154-ФЗ пункт 3 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации исключен, с одновременным включением аналогичной нормы в пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ответственность за это правонарушение не была ни отменена, ни смягчена, а предусмотрена другой статьей - пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку ответственность за непредставление в установленный срок данных сведений была установлена изначально при введении в действие части первой Налогового кодекса РФ и при внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ состав этого правонарушения сохранен с такими же санкциями, следует признать, что при наличии фактов правонарушений, совершенных начиная с 01.01.99, должен применяться штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Из материалов дела видно, что из общей суммы штрафных санкций, заявленных налоговым органом ко взысканию - 14487 руб. 20 коп., налогоплательщик по платежному поручению N 120 от 14.05.2002 уплатил штраф в сумме 2687 руб. 20 коп.

Взыскивая с ОАО “АТПМП“ налоговые санкции в сумме 3400 руб., суд не учел уплаченную сумму штрафа - 197 руб. 60 коп., так как производство по делу прекращено в связи с уплатой 14.05.2002 лишь в части взыскания штрафа в сумме 2489 руб. 60 коп. (2687 руб. 20 коп. - 197 руб. 60 коп.).

Поскольку судом первой инстанции не проверялась обоснованность требования налоговой инспекции о взыскании 8400 руб. штрафа за непредставление ОАО “АТПМП“ сведений за 4 квартал 1998 г., 1, 2 кварталы 1999 г., а также не была учтена уплаченная сумма штрафа в размере 197 руб. 60 коп., судебный акт подлежит частичной отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

На
основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 2, 3 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2002 по делу N А48-1070/02-18 отменить в части взыскания с ОАО “Автотранспортное предприятие междугородних перевозок“ штрафа в сумме 3400 руб. и в части отказа во взыскании налоговых санкций в размере 8400 руб., и дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальном решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.