Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.08.2002 N А08-1205/02-1 Дело по иску Государственной жилищной инспекции о взыскании штрафа за нарушения нормативно - технических требований по эксплуатации, содержанию и использованию жилищного фонда направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 22 августа 2002 г. Дело N А08-1205/02-1“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу муниципального учреждения “Управление капитального строительства“ администрации г. Белгорода на решение арбитражного суда Белгородской области от 08.04.2002 постановление апелляционной инстанции того же суда от 20.06.2002 по делу N А08-1205/02-1,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция Белгородской области (далее - ГЖИ) обратилась в арбитражный суд Белгородской области с иском к муниципальному учреждению “Управление капитального строительства“ администрации г. Белгорода (далее - УКС) о взыскании штрафа в сумме 2040 руб.

Решением арбитражного суда Белгородской области от 08.04.2002 исковые требования
удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 20.06.2002 решение от 08.04.2002 оставлено без изменения.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты и прекратить производство по делу.

Ответчик просит приостановить исполнение принятых судебных актов. Суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.

От Государственной жилищной инспекции Белгородской области получено заявление об отказе от иска на основании ст. 37 АПК РФ, которое отклоняется, так как на стадии кассационного производства не может быть удовлетворено.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что вынесенные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, государственным жилищным инспектором ГЖИ 24.01.2002 проведено инспекционное обследование квартир N 121, N 131 жилого дома N 67 по ул. Кирова в г. Белгороде, в результате которого выявлены нарушения нормативно - технических требований по эксплуатации, содержанию и использованию жилищного фонда, о чем составлено предписание N 10 от 24.01.2002 в соответствии с которым с УКСа подлежит взысканию штраф в размере 2040 руб.

Разрешая спор, суд признал, что ГЖИ правомерно применена к ответчику финансовая санкция в сумме 2040 руб., так как факты, изложенные в предписании, ответчиком не опровергнуты.

При рассмотрении данного спора Арбитражным судом Белгородской области не принято во внимание следующее.

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086, право применять финансовые санкции предоставлено органам Государственной жилищной инспекции в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ, за несоблюдение нормативно - технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний
об устранении выявленных недостатков.

Судом установлено, что во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Глава администрации Белгородской области Постановлением от 18.10.94 N 549 утвердил Положение о Государственной жилищной инспекции в Белгородской области, а Постановлением N 278 от 03.05.95 утвердил Положение о проведении Государственной жилищной инспекцией Белгородской области обследований и проверок, сроках устранения неисправностей при использовании и эксплуатации жилищного фонда, Положение о применении финансовых санкций и мер административного воздействия государственной жилищной инспекцией Белгородской области за несоблюдение действующих нормативно - технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда.

Постановлением от 15.06.95 N 20 Белгородская областная Дума утвердила Постановление Главы администрации от 03.05.95 N 278 “Об утверждении нормативной документации государственной жилищной инспекции в Белгородской области“.

Согласно указанному Положению о порядке применения финансовых санкций исчисление финансовых санкций производится в предписаниях и актах, которые являются основанием для применения финансовых санкций. Финансовые санкции предъявляются госжилинспекцией в течение 5 дней после выдачи юридическим лицам предписания или акта проверки исполнения предписания (п. 5.1, п. 5.9).

Имеющееся в деле предписание от 24.01.2002, содержащее выводы о нарушениях и размере штрафа, подлежащего взысканию, подписано инспектором госжилинспекции.

В исковом заявлении ГЖИ также не ссылается на принятие уполномоченным органом решения.

Однако ни в одном из нормативных документов государственный жилищный инспектор не назван как орган (должностное лицо), имеющий право налагать административные взыскания.

Отношение между ГЖИ и УКС являются административными, так как взыскание санкций за несоблюдение нормативно - технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда относится к области административных правоотношений.

В соответствии со статьей 8 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным
правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством.

Согласно ст. 234 КоАП РСФСР о совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление (решение), которое должно отвечать требованиям статей 261 и 262 КоАП РСФСР. Согласно статьям 194 и 198 КоАП РСФСР наложение административного взыскания возможно лишь в соответствии с постановлением, вынесенным уполномоченным на то органом (должностным лицом).

Суд не исследовал документы, которыми руководствовалась ГЖИ, передоверяя инспектору право наложения финансовых санкций, и не оценил их на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу; не выяснил, составлялся ли протокол.

Допущенные нарушения норм процессуального права являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо приобщить законодательство органа государственной власти субъекта РФ, касающееся порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение правил эксплуатации жилищного фонда (с учетом изменений и дополнений), подлежащее представлению истцом в обоснование своей позиции, дать оценку доводам сторон.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 - 2 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2002 арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-1205/02-1 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.