Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.07.2002 N А48-3037/01-8 В исковых требованиях налогового органа о взыскании налоговых санкций за неполную уплату единого налога на вмененный доход в результате неправильного исчисления ответчиком указанного налога отказано правомерно, поскольку налоговый орган не имел правовых оснований для иного расчета данного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 июля 2002 г. Дело N А48-3037/01-8“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Советскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 14.05.2002 по делу N А48-3037/011-8,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Советскому району г. Орла (в дальнейшем Инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО “Региональная производственная компания плюс“ (в дальнейшем Общество) о взыскании налоговых санкций
в сумме 11595 руб., начисленных Обществу решением Инспекции N 73 от 20.07.2001.

Решением Арбитражного суда Орловской области в удовлетворении исковых требований Инспекции отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2002 решение суда от 15.03.2002 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты. По мнению заявителя судом неправильно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит, что решение и постановление арбитражного суда не подлежат отмене.

Из материалов дела следует, что Общество 13.06.2001 представило в налоговый орган расчеты по единому налогу на вмененный доход, подлежащему к уплате в III - IV кварталах 2001 года, I - II кварталах 2002 года.

Инспекцией проведена камеральная проверка представленных расчетов. По результатам проверки составлен акт N 42 от 25.06.2001.

На основании акта камеральной проверки N 42 от 25.06.2001 Инспекцией принято решение N 73 от 20.07.2001 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 11595 руб.

Основанием для привлечения Общества к ответственности, по мнению Инспекции, послужило неправильное применение Обществом в расчетах единого налога коэффициента - дефлятора (К4).

Судом обоснованно установлено, что в решении налогового органа N 73 от 20.07.2001 не указан размер налоговой базы по единому налогу для налогоплательщика в указанный период, ни сроки уплаты налога, и поэтому правильно сделан вывод о нарушении Инспекцией п. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, так как основанием для подачи искового заявления послужило именно решение налогового органа N 73 от 20.07.2001. Изменения от 15.04.2002, вынесенные Инспекцией в решении N 73 от 20.07.2001, приняты налоговым органом после
вынесения решения судом по делу от 15.03.2002.

Кроме этого, в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 148-ФЗ размер вмененного дохода и значение иных составляющих формул расчета единого налога устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Орловской области от 14.05.99 N 102-ОЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ установлены фиксированные значения всех корректирующих коэффициентов базовой доходности, в соответствии с которыми определяется объект налогообложения по единому налогу, за исключением коэффициента - дефлятора К4.

Коэффициент - дефлятор (К4) соответствует индексу потребительских цен по видам деятельности, рассчитывается ежемесячно Орловским областным Комитетом государственной статистики по отношению к уровню цен декабря 1999 года в числовом виде с точностью до сотых долей. Значения коэффициентов - дефляторов публикуются ежемесячно в газете “Орловская правда“ не позднее 15 числа следующего месяца.

В соответствии со ст. 5 Закона Орловской области от 14.05.99 N 102-03 при исчислении вмененного дохода на налоговый период (квартал) применяется коэффициент - дефлятор, действующий в месяце, предшествующем очередному налоговому периоду независимо от периода, на который приобретается свидетельство.

Статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанные с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Из формулы расчета единого налога на вмененный доход следует, что коэффициент - дефлятор К4 является величиной, от которой зависит размер вмененного дохода, то есть объект налогообложения.

Государственный комитет РФ по статистике, а также его территориальные подразделения относятся к исполнительным органам власти и поэтому акты органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации не могут изменять либо дополнять законодательство о налогах и сборах.

В материалах дела (л.д. 71 - 72) имеются ксерокопии газет “Орловская правда“ от 12.03.2001 и от 05.06.2001. Эти газеты содержат сведения о том, что индекс потребительских цен по данным областного Комитета статистики в феврале 2001 года и соответственно в мае 2001 года по сравнению с декабрем составляют определенные проценты.

Судом правомерно сделан вывод о том, что Инспекция незаконно применила в расчете единого налога коэффициент дефлятор К4 - 126,95, опубликованный 05.06.2001, так как органы исполнительной власти не могут изменять либо дополнять законодательство о налогах и сборах.

Поэтому суд законно и обоснованно признал неправомерным привлечение Общества к ответственности по решению Инспекции N 73 от 20.07.2001.

Судом полно, всесторонне и объективно установлены фактические
обстоятельства дела, надлежащим образом исследованы доказательства, правильно применены нормы права.

У суда кассационной инстанции нет оснований для иного применения либо толкования приведенных нормативных актов.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.03.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 14.05.2002 по делу N А48-3037/01-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Советскому району г. Орла без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.