Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.07.2002 N А14-664-02/19/18 Дело по иску о взыскании задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты через систему городской канализации направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 июля 2002 г. Дело N А14-664-02/19/18“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Воронежский механический завод“, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2002 по делу N А14-664-02/19/18,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие “Производственное управление Воронежводоканал“, г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию “Воронежский механический завод“, г. Воронеж, о взыскании 2000 руб. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил
размер исковых требований и просил взыскать 7167981 руб. задолженности.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2002 иск удовлетворен.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Ссылаясь на неправильное применение норм материального права, в частности Постановления Правительства Российской Федерации N 632 от 28.08.92 “Об утверждении порядка оформления платы и предельных размеров за загрязнение окружающей среды“, ФГУП “ВМЗ“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения суда.

Представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представитель истца просил отказать в удовлетворении жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, суд считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, 10.01.2000 между сторонами заключен договор N 17 на оплату сброса загрязняющих веществ в водные объекты через систему городской канализации.

В соответствии с данным договором, МП “ПУ Воронежводоканал“ разрешило ФГУП “ВМЗ“ осуществлять сброс загрязняющих веществ в реку Дон через систему городской канализации с содержанием загрязняющих веществ, определенных в расчете платы, являющегося приложением к договору.

ФГУП “ВМЗ“ обязалось производить оплату за осуществляемые нормативные сбросы, сбросы в пределах установленных лимитов и за сверхлимитные сбросы.

Оплата сброшенного со сточными водами в систему горканализации фактического количества загрязняющих веществ производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля (п. 2.1 договора).

Плата за сброс загрязняющих веществ устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 632 от 28.08.92 и Постановлением администрации г. Воронежа N 53 от 02.02.93 (п. 2.3 договора).

Платежи производятся ежеквартально в размере 25% годовой суммы платежа (п. 2.5 договора).

Поскольку платежи за
сброс загрязняющих веществ в течение 2000 - 2001 года ответчиком не производились, истец обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ФГУП “ВМЗ“ перед МП “ПУ Воронежводоканал“ обязательства по оплате за сброс загрязняющих веществ.

При этом суд исходил из имеющихся в материалах дела расчетов платы за сброс загрязняющих веществ и данных лабораторного контроля (актов отбора сточных вод и протоколов количественного химического анализа проб сточных вод).

Однако судом при разрешении спора не было учтено то обстоятельство, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 по делу N ГКПИ 2002-178, Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ в редакции от 14.06.2001 N 463 признано незаконным (недействительным) как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Данное решение вынесено в связи с тем, что данным Постановлением Правительства Российской Федерации в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации установлен налоговый платеж, не предусмотренный Федеральным законом.

Поскольку условие о порядке оплаты по договору было определено сторонами в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, суду при новом рассмотрении спора необходимо определить, каким образом признание данного нормативного акта недействительным влияет на обязательства сторон, возникшие из заключенного ими договора, и можно ли, с учетом характера названного постановления, установленную пунктом 2.3 договора плату считать договорной.

При таких обстоятельствах, кассационная коллегия считает, что решение суда от 29.03.2002 подлежит отмене, в связи с нарушением норм процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в
тот же суд.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 175, частью 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2002 по делу N А14-664-02/19/18 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.