Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.02.2002 N А64-4057/01-12 Дело по иску прокурора о признании недействительным постановления администрации субъекта РФ “О передаче имущества муниципальных унитарных предприятий в казну города“ передано на новое рассмотрение в связи с нарушением норм материального и норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 февраля 2002 г. Дело N А64-4057/01-12“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации г. Уварово Тамбовской области на решение от 15.10.01 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.01 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4057/01-12,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тамбовской области обратился с иском в защиту государственных и общественных интересов к Администрации г. Уварово о признании недействительным постановления N 167 от 21.03.01 “ О передаче имущества муниципальных унитарных предприятий в казну города“.

Решением от 15.10.01 Арбитражного суда Тамбовской области иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.01 Арбитражного суда
Тамбовской области решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить и в иске отказать.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.

В 1998 году администрацией г. Уварово создано Уваровское муниципальное унитарное предприятие (ММППЖКХ). Согласно Устава предприятию переданы в оперативное управление основные средства в сумме 594,2 млн. руб.

В 1998 году Администрацией г. Уварово создано Уваровское муниципальное предприятие “Управление жилищно - коммунального хозяйства и инвестиций“. Согласно Устава предприятию переданы в оперативное управление основные средства в сумме 237495 руб.

В 1994 году Администрацией г. Уварово создано Уваровское муниципальное предприятие электрических и тепловых сетей. Согласно п. 4.1 Устава все имущество предприятия находится в собственности города и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Как следует из Устава указанных предприятий их основными задачами являлись: наиболее полное удовлетворение потребностей населения города услугами по водоснабжению, содержанию жилья и объектов коммунального назначения, обеспечению электроэнергией и теплом.

В марте 2001 года руководители предприятий ММППЖКХ, УМПЭ и ТС, УМУП “Управление ЖКХ и инвестиций“ обратились к учредителю с просьбой принять в казну города имущество, находившееся у них в хозяйственном ведении.

В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке предусмотренным кодексом, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Пунктом 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности и в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, действующим законодательством предусмотрена возможность муниципального унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за
ним на праве хозяйственного ведения.

Арбитражный суд, принимая решение, не проанализировал обстоятельств прекращения у трех муниципальных предприятий права хозяйственного ведения на спорное имущество, не установил действительных мотивов передачи находившихся у них на праве хозяйственного ведения имущества собственнику, не выяснил используется ли собственником указанное имущество по целевому назначению.

Также не выяснено, в связи с чем произведено отчуждение имущества: ввиду отсутствия у предприятий возможностей для дальнейшего рационального использования либо с целью избежать обращения взыскания на это имущество по долгам кредиторов в случае банкротства.

Кроме того, в соответствии со ст. 41 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. При этом следует учитывать, что прокурор может распоряжаться в процессе только процессуальными правами, материальные же права принадлежат только лицу, в интересах которого начато дело, что следует из ч. ч. 3, 4, 5 ст. 41 АПК РФ.

Как следует из искового заявителя, требования прокурора направлены на восстановление нарушенных прав муниципальных предприятий.

Таким образом, муниципальные предприятия являются, предположительно, субъектом самого спорного материального правоотношения, поэтому должны участвовать в соответствии с ч. 2 ст. 34 АПК РФ в качестве истцов по делу.

В связи с изложенным, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.10.01 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.01 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4057/01-12 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.