Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 21.02.2002 N А08-2433/01-12 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога с продаж или за несвоевременную уплату пени за несвоевременную уплату налога на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы и штрафа по данному налогу направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 февраля 2002 г. Дело N А08-2433/01-12“

(извлечение)

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы ФГУП “Губкинская автоколонна N 1469“ и Межрайонной Инспекции МНС РФ N 8 по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.08.2001 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.11.2001 по делу N А08-2433/01-12,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Губкинская автоколонна N 1469“ (далее - ФГУП “Губкинская автоколонна N 1469“) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Губкину и Губкинскому району (в
настоящее время Межрайонная Инспекция МНС РФ N 8 по Белгородской области) от 12.03.2001 в части доначисления налога с продаж в сумме 133153 руб. 84 коп., пени за его несвоевременную уплату в сумме 48763 руб. 54 коп., пени за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 40560 руб. 77 коп. и штрафа в сумме 27186 руб. 99 коп. по данному налогу, примененного в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ (с учетом уточненных исковых требований).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.08.2001 в иске отказано, поскольку суд признал безосновательным требование истца.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 27.11.2001 решение суда первой инстанции изменено, признано недействительным решение инспекции в части взыскания штрафа в сумме 27186 руб. 99 коп. по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы.

В кассационной жалобе заявитель - ФГУГТ “Губкинская автоколонна N 1496“ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части неудовлетворенных исковых требований, полагая, что оно вынесено в нарушение норм материального права.

В кассационной жалобе заявитель - Межрайонная Инспекция МНС РФ N 8 по Белгородской области просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое в нарушение норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобах, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что решение и постановление по делу надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Губкину и Губкинскому району проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ФГУП “Губкинская
автоколонна N 1496“ за период с 01.04.98 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт N 121 от 12.03.2001 о доначислении ряда налогов, пени, штрафов, в том числе налога с продаж в сумме 133153 руб. 84 коп., пени по данному налогу в сумме 52790 руб. 01 коп., штрафа по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в сумме 17 руб. 54 коп., а также налога на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 317 руб. 70 коп., пени за неуплату данного налога в сумме 93042 руб. 64 коп., штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в сумме 27186 руб. 99 коп. Кроме того, предприятие привлечено к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 27030 руб. без указания за занижение какого налога применена ответственность.

Основанием для доначисления налога с продаж в сумме 133153 руб. 84 коп. явилось, по мнению инспекции, нарушение ст. 4 Закона Белгородской области от 30.11.98 N 47 “О налоге с продаж“, Положения “О порядке исчисления и уплаты налога с продаж“, утвержденного Постановлением Главы администрации Белгородской области N 666 от 25.12.98, согласно которых по услугам перевозки пассажиров транспортом общего пользования, получающим дотации из бюджета на финансирование пассажирских перевозок по открытым в установленном порядке маршрутам (за исключением такси, в том числе маршрутного), во внутригородском, пригородных и внутриобластных междугородных сообщений установлена льгота по налогу с продаж.

Кроме того, по результатам проверки доначислена пеня за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на содержание жилфонда и объектов СКС и применен штраф по п. 1
ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление расчетов по ежемесячным платежам данного налога.

Налоговая инспекция полагает, что ФГУП “Губкинская автоколонна N 1469“, осуществляя перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси, неправомерно не исчисляло и не уплачивало налог с продаж, так как предприятие не является предприятием, оказывающим услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, а оказывает коммерческие услуги по перевозке пассажиров, применяя оплату за проезд по отношению к обычной в повышенном размере.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности произведенных налоговой инспекцией доначислений.

Изменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования в части признания недействительным решения инспекции о взыскании штрафа в сумме 27186 руб. 99 коп. по налогу содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы, суд апелляционной инстанции указал, что до октября 2000 г. расчеты по ежемесячным взносам налога представлялись истцом ежеквартально с согласия налогового органа, поэтому в силу ст. 111 Налогового кодекса РФ ответственность исключается.

Действительно, согласно ст. 111 Налогового кодекса РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным; государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Однако из имеющихся в деле доказательств не представляется возможным установить, исследование каких фактических обстоятельств позволило суду исключить ответственность плательщика за непредставление деклараций.

Признавая ФГУП “Губкинская автоколонна N 1496“ плательщиком налога с продаж, судами обеих
инстанций не учтено следующее.

В соответствии с п. 3.7 Положения о порядке исчисления и уплаты налога с продаж, утвержденного Постановлением Главы администрации Белгородской области от 25.12.98 N 666, не является объектом налогообложения стоимость услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси по счетчику).

Из материалов дела не видно, имеет ли автотранспорт ФГУП “Губкинская автоколонна N 1496“, являющегося предприятием общественного транспорта, статус транспорта общего пользования, чем руководствовалась налоговая инспекция, утверждая, что это такси, имеющее счетчик.

При новом рассмотрении дела суду надлежит выяснить, имеется ли в данном случае объект обложения налогом с продаж.

Кроме того, судом не дана оценка расчетам пени как по налогу с продаж, так и по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы, учитывая, что суммы пени, отраженные в акте, решении налогового органа и Ф.И.О.

Из акта налоговой проверки следует, что размер пени по налогу с продаж составляет 4026 руб. 47 коп., по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы - 92849 руб. 30 коп., а по решению инспекции подлежит взысканию пеня по налогу с продаж в сумме 52790 руб. 01 коп., по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы - 93042 руб. 64 коп,, ФГУП “Губкинская автоколонна N 1496“ просит признать недействительным решение налогового органа в части доначисления пени по налога с продаж в сумме 48763 руб. 54 коп., по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы - 40560 руб. 77 коп.

Таким образом, судебные акты приняты с нарушением норм процессуального права, по неполно выясненным, имеющим существенное
значение для дела, обстоятельствам.

В ходе нового рассмотрения спора, суду надлежит предложить истцу уточнить исковые требования, дать оценку статусу автотранспортных средств, аргументировать свои доводы нормами действующего законодательства, предложить сторонам сверить расчеты.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.08.2001 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.11.2001 по делу N А08-2433/01-12 отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.