Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.02.2002 N А48-2464/01-8к В исковых требованиях о признании недействительными лицензий на право пользования недрами отказано правомерно, поскольку судом не установлено нарушение порядка выдачи лицензий и действующего законодательства со стороны ответчика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 февраля 2002 г. Дело N А48-2464/01-8к“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО “Нефтяная компания “Лукойл“ и компании “Эстрандж Лимитед“ на решение Арбитражного суда Орловской области от 5 ноября 2001 г. и постановление апелляционной инстанции того же суда от 11 декабря 2001 г. по делу N А48-2464/01-8к,

УСТАНОВИЛ:

Компания “Эстрандж Лимитед“ обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации Ненецкого автономного округа, к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, к ОАО “Северная нефть“ о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента
их совершения лицензий на Нядейюское месторождение - НРМ 10999 НР; на Хасырейское месторождение - НРМ 11000 НР; на Черпаюское месторождение - НРМ 11998 НР; соответствующих им лицензионных соглашений на 4 - 6 апреля 2001 г., а также предшествовавшего им постановления N N 13/03-20/1388 от 27 марта / 2 апреля 2001 г. Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Администрации Ненецкого автономного округа, на основании которого были совершены указанные лицензии и лицензированные соглашения.

По заявлению истца к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ОАО “Сургутнефтегаз“, ОАО “Сибирская нефтяная компания“, ООО “Полярус“, ЗАО “Инзернефть“, ОАО “Акционерная нефтяная компания “Башнефть“, ЗАО “Русская аудиторская компания“, ОАО “Нефтяная компания “Лукойл“, ОАО “ Нефтяная компания “Роснефть“.

Решением суда от 5 ноября 2001 г. в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку, по мнению суда, оспариваемые истцом постановления, лицензии, лицензионные соглашения являются законными, права истца не нарушены.

Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

В кассационных жалобах Компания “Эстрандж Лимитед“ и ОАО “Нефтяная компания “Лукойл“ просят отменить решение и постановление суда и удовлетворить исковые требования в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 04 - 06.04.2001 Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Администрация Ненецкого автономного округа выдали ОАО “Северная нефть“ три лицензии на право пользования недрами, а именно: НРМ 10998 НР, НРМ 10999 НР, НРМ 11000 НР, а также заключили с ОАО “Северная нефть“ три лицензионных соглашения в отношении Черпаюского, Нядейюского и Хасырейского месторождения. Указанные лицензии были
зарегистрированы в ФГУ “Федеральный геологический фонд“ 09.04.2001. Лицензии были выданы и лицензионные соглашения заключены на основании постановления Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Администрации Ненецкого автономного округа N 13/03-20/1388 от 27.03. / 02.04.2001 “Об утверждении итогов конкурса на право пользования недрами месторождений вала Гамбурцева, расположенных в Ненецком автономном округе, с целью геологического изучения и добычи углеводородного сырья“, которым был утвержден протокол итогового заседания экспертной комиссии по оценке конкурсных предложений по освоению месторождений вала Гамбурцева от 06 - 09.03.2001 и которым победителем конкурса было признано ОАО “Северная нефть“.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно и правильно применил нормы материального права.

Ст. 13.1. Закона Российской Федерации “О недрах“ предусматривает, что органами, предоставляющими право пользования участками недр, принимается решение о проведении конкурсов или аукционов. Компетентными органами в данном случае являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Администрация Ненецкого автономного округа, которые имели право выдавать лицензии и заключать лицензионные соглашения. Проведение конкурса на месторождения вала Гамбурцева могло состояться при предварительном согласовании его условий с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В рассматриваемом случае Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации письмом от 17.11.2000 N МЦ-283/23-224 согласовало условия проведения конкурса. Кроме этого, согласно протоколу итогового заседания экспертной комиссии по оценке конкурсных предложений по освоению месторождения вала Гамбурцева от 06.- 09.03.2001 в работе комиссии принимал участие уполномоченный работник Министерства энергетики Российской Федерации.

Указанное соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона Российской Федерации “О недрах“.

Статьями 1 и 9 указанного Закона предусмотрена возможность регулирования отношений недропользования с иностранными лицами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. П. 10.5 Положения о порядке лицензирования пользования
недрами, утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, предусмотрено возможное проведение конкурсов и аукционов с участием только предприятий Российской Федерации. Названный пункт Положения Закону Российской Федерации “О недрах“ не противоречит, так как Закон не запрещает проведение конкурсов только среди российских лиц.

Суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое постановление от 24 / 23 ноября 2000 г. N 62/939 в части установления сроков проведения конкурса издано в соответствии с действующим законодательством. Ст. ст. 10.1 и 13.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ не содержат ограничений по срокам. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Администрация Ненецкого автономного округа обладали полномочиями самостоятельно определять условия проведения конкурса в отношении группы участников недр, в число которых входят условия о сроках проведения конкурса, при этом правомерно применение п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее, чем за тридцать дней до их проведения. Пункт 11.2 Положения о порядке лицензирования, пользования недрами не может применяться как противоречащий принятым впоследствии Закону “О недрах“ и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Участвующие в конкурсе лица смогли принять в нем участие, представили соответствующие предложения, до проведения конкурса законность его условий не оспаривали.

В условиях проведения конкурса говорится о трех отдельных месторождениях, самостоятельных, раздельно числящихся на Государственном балансе полезных ископаемых, разделенных географически, подлежащих отдельной разработке. Указанное на основании приказов Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 г. N 126 и от 31.03.97 г. не позволяет отнести Хасырейское, Черпаюское, Нядейюское месторождения к категории крупных. Период между датой публикации информации о
конкурсе и проведением конкурса фактически составляет три месяца, что явилось достаточным для подготовки к конкурсу.

Судом не установлено нарушений действующего законодательства в части установления организаторами конкурса критериев для определения победителя. В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона РФ “О недрах“ “основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно - технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально - экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации“. Указанная статья не содержит исчерпывающего перечня критериев, все основные критерии, предусмотренные законом, при проведении конкурса на месторождении вала Гамбурцева были соблюдены. Условиями проведения конкурса установлены требования к конкурсным предложениям участников (пункты 2.4.7 - 2.4.11), соответствующие требованиям Закона.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Администрация Ненецкого автономного округа имели право самостоятельно определить условия проведения конкурса, в том числе и дополнить критерии, установленные ст. 13.1 Закона Российской Федерации “О недрах“.

С учетом указанного, суд обоснованно признал правомерным условие проведения конкурса о плате за пакет геологической информации, ссылаясь на ст. 27 Закона Российской Федерации “О недрах“, п/п 26 пункт 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г. N 726, в соответствии с которым Министерство имело право определять порядок пользования геологической информацией и взимать за нее плату.

Соответствует закону и вывод суда о непротиворечии налоговому законодательству условия проведения конкурса об уплате сбора за выдачу лицензии.

На основании действующего пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации “Об
основах налоговой системы в РФ“ Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Администрация Ненецкого автономного округа могли установить сбор за выдачу лицензии, учитывая то, что статьи 39 и 45 Закона Российской Федерации “О недрах“ не утратил силу и не противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.

Полномочия Министерства природных ресурсов Российской Федерации определять размер этого сбора основаны на пункте 5.6. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, не противоречащего в этой части Закону Российской Федерации “О недрах“.

Обоснованно признано законным такое условие проведения конкурса, как вынесение платежей за разведку полезных ископаемых в рамках горного отвода.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации “О недрах“ для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Участку недр, предоставленному в соответствии с лицензией для геологического изучения, придается статус геологического отвода. Вынесенные на конкурс участки предоставлялись как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения. Действующее законодательство не запрещает совмещение этих двух статусов. При таких обстоятельствах включение указанного условия правомерно.

Обоснованно включены в условия конкурса положения, препятствующие нарушителям законодательства по налогам, по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы претендовать на победу в конкурсе. Организаторы конкурса имели право предпочесть претендента, не имеющего денежных задолженностей, что безусловно отражается на его финансово - хозяйственной деятельности, а также более опытному пользователю недр. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. N 877-р было предписано предусматривать в условиях конкурсов или аукционов требования, препятствующие участию в них юридических и физических лиц, имеющих задолженности по платежам в бюджеты различных уровней.

Не соответствует закону и обстоятельствам дела утверждение ОАО
“Нефтяная компания “Лукойл“ о том, что право ОАО “Северная нефть“ пользования месторождениями вала Гамбурцева на основании пункта 4.4. оспариваемых лицензионных соглашений и пункта 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “О недрах“ прекратилось. Указанная норма предусматривает прекращение права пользования недрами при возникновении определенных условий (если оно зафиксировано в лицензии) с наступлением которого прекращается право пользования недрами. В лицензионных соглашениях говорится, что они могут быть досрочно прекращены в установленном порядке. Прекращение права пользования ОАО “Северная нефть“ месторождениями вала Гамбурцева на основании пунктов 4.4. лицензионных соглашений возможно лишь в порядке и при соблюдении требований части 2 статьи 20 и статьи 21 Закона Российской Федерации “О недрах“. Такое досрочное прекращение происходит не “автоматически“, а соблюдением процедуры, установленной Законом.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи с нарушением, по мнению заявителя, норм арбитражно - процессуального законодательства.

Оценивая довод ОАО “Нефтяная компания “Лукойл“ о ненадлежащем извещении третьего лица ООО “Полярус“ о месте и времени судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции правомерно указывает, что лица, участвующие в деле, считаются извещенными, если определение направлено по почтовому адресу, указанному в исковом заявлении в соответствии с местонахождением, предусмотренном в учредительных документах. Если определение не вручено вследствие выбытия адресата, то в соответствии со ст. 111 АПК РФ оно считается доставленным. Определение арбитражным судом было направлено по адресу, указанному в учредительных документах предприятия.

Федеральные почтовые службы Орловской области и по Ненецкому автономному округу подтвердили факт доставки почтового отправления по указанному адресу. Кроме этого, судом справедливо указано, что, поскольку ООО “Полярус“ представило в судебное заседание свое ходатайство, оно было уведомлено
о дате и месте судебного заседания. Следует отметить, что документы апелляционной и кассационной инстанции доставлялись и вручались ООО “Полярус“ по такому же адресу.

Доводы заявителя о других нарушениях процессуального права (ст. ст. 52, 53, 56, 120 АПК РФ) рассмотрены судом апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка и они обоснованно отклонены.

Из обжалуемых судебных актов видно, что суды исследовали обстоятельства дела по существу, с учетом представленных сторонами документов. Оснований полагать, что в обоснование законности принятых ответчиками актов положены решения и постановления других судов у кассационной инстанции не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175 и ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2001 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 11.12.2001 по делу N А48-2464/01-8к оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.