Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2002 N А08-55/01-14 Со дня введения единого налога на территориях субъектов РФ с плательщиков этого налога платежи в государственные внебюджетные фонды не взимаются, поэтому с индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, дополнительные какие-либо взносы во внебюджетные фонды, в том числе в фонд обязательного социального страхования, взыскиваться не могут.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 февраля 2002 г. Дело N А08-55/01-14“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородского регионального отделения ФСС РФ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2001 по делу N А08-55/01-14,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Голубов А.Е. (в дальнейшем - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Белгородскому региональному отделению ФСС РФ (в дальнейшем - Отделение) о признании незаконным бездействия Отделения и о взыскании с Отделения страховых выплат в размере 56971,29 руб., выплаченных работникам предпринимателя за период с 01.01.99 по 01.12.2000
(с учетом уточненных исковых требований).

Решением суда от 07.05.2001 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2001 решение суда первой инстанции отменено и исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Отделения в части компенсации истцу страховых выплат и возложена обязанность на Отделение возместить предпринимателю 56971,29 руб. выплаченных в качестве пособий по социальному страхованию за период с 01.01.99 по 01.12.2000.

В кассационной жалобе Отделение просит отменить постановление апелляционной инстанции, так как, по мнению заявителя, оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование своих доводов Отделение указало, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.98 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предпринимателей), зачисление части уплачиваемого ими единого налога в Фонд социального страхования не предусмотрено, а статьей 2 Федерального закона N 1-ФЗ от 04.01.99 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.“ установлена обязанность работодателей, использующих труд наемных работников и перешедших на уплату единого налога, уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования за наемных работников в размере 5,4% с выплат, начисленных в пользу работников. А так как предприниматель не уплачивал взносы в Фонд социального страхования, то ему не положено возмещение денежных средств, выплаченных своим работникам в качестве пособий по социальному страхованию.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, суд кассационной инстанции находит, что постановление апелляционной инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Материалами
дела установлено, что предприниматель, осуществляющий розничную торговлю через магазин с численностью работников до 30 человек, с 1999 г. переведен на уплату единого налога в соответствии с Федеральным законом N 148-ФЗ от 31.07.99 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении N 73-О от 09.04.2001, статьей 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ установлено, что со дня введения единого налога на территориях субъектов РФ с плательщиков этого налога платежи в государственные внебюджетные фонды не взимаются, поэтому с индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, дополнительные какие-либо взносы во внебюджетные фонды взыскиваться не могут.

Аналогичный вывод позволяют сделать и нормы статей 5 Федерального закона от 04.01.99 “О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.“ и статьи 5 Федерального закона от 20.11.99 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 г.“, согласно которым плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, установленным Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

На территории Белгородской области единый налог на вмененный доход введен Законом Белгородской области N 33 от 11.09.98 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Согласно статьи 1 этого закона с плательщиков
единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.02.98 деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога подлежит налогообложению исключительно в соответствии с данным Федеральным законом.

Вместе с тем, предприниматель, являясь страхователем наемных работников, в силу ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.99 “Об основах обязательного социального страхования“ выплачивал страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

Поэтому у Отделения не имелось законных оснований для отказа предпринимателю в возмещении пособий по социальному страхованию, выплаченных работодателем своим работникам в сумме 56971 руб. 29 коп. за период с 01.01.99 по 01.12.2000.

Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы все фактические обстоятельства дела, правильно применены нормы права, поэтому законных оснований для отмены постановления у суда кассационной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2001 по делу N А08-55/01-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.