Постановление ФАС Центрального округа от 12.02.2002 по делу N А14-5773-01/206/19 Федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 12 февраля 2002 г. Дело N А14-5773-01/206/19“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Прокуратуры Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.12.2001 по делу N А14-5773-01/206/19,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Воронежской области обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Воронежскому территориальному управлению МАП России (далее - ВТУ МАП России) о признании недействительным Решения от 23.04.2001 и предписания от 23.04.2001.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2001 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2001 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель - Прокуратура Воронежской области просит решение и постановление суда отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление Арбитражного суда Воронежской области подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 23.04.2001 Комиссией ВТУ МАП России было принято Решение о выдаче предписания Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Воронежа (далее - Центр), которым обязывает прекратить нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон), выразившиеся:
- в отнесении к категории платных услуг в законодательно не установленном порядке работ, которые выполняет Центр при выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии торгово-закупочной деятельности санитарным правилам и нормативам и возможности реализации продовольственных товаров (соответствующего ассортимента) предприятиями розничной торговли;
- в применении различных значений показателя рентабельности при расчете цен на платные услуги для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одних и тех же товарных рынках.
Посчитав, что данное решение и предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушают права Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Воронежа, Прокуратура Воронежской области обратилась за защитой в арбитражный суд для защиты государственных и общественных интересов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из того, что деятельность истца по оказанию платных услуг, указанных в оспариваемых актах, и применение различных принципов формирования рентабельности для различных хозяйствующих субъектов ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и необоснованно препятствует осуществлению их деятельности.
Однако данный вывод является неправильным.
В соответствии со ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы права, к таким действиям и (или) актам следует относить только те акты и (или) действия, которые могут вызвать наступление определенных административно-правовых последствий, обязательных для участников соответствующих правоотношений.
Деятельность Центра по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы возможности осуществления торгово-закупочной деятельности с учетом соблюдения санитарных правил и норм, а также осуществления данной деятельности с применением различных уровней рентабельности основана на требованиях Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.99; приказе Министра здравоохранения РФ от 31.12.99 N 474 “О перечне платных медицинских услуг, которые могут выполняться организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации“; указании 1-го заместителя министра здравоохранения РФ от 16.10.2000 N 1230-У “О методических рекомендациях по формированию цен на выполняемые работы и оказываемые услуги центрами госсанэпиднадзора“.
Следует отметить, что вышеуказанный приказ Минздрава РФ N 474 Решением Верховного Суда РФ от 05.02.2001 признан соответствующим действующему законодательству и принят Министерством здравоохранения РФ в пределах его компетенции.
В соответствии с данными правовыми актами цены на работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора, государственному регулированию не подлежат. Вопрос о законности взимания платы за оказание данных услуг и определение расчета платы к компетенции ответчика не относится.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и п. 1 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, “являющейся единой федеральной централизованной системой органов и учреждений“.
Пунктом 1 ст. 49 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ определено, что должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, в частности, являются “руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы“.
Поскольку Воронежский Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с пп. 2 п. 5 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и п. 1 устава входит в состав службы, соответственно, его руководитель, заместитель и специалисты являются должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы, которым предоставлены права, предусмотренные ст. ст. 50, 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, определяющие объем их властных полномочий.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства фактов применения должностными лицами Центра вышеуказанных положений с целью понуждения хозяйствующих субъектов для заключения договоров на оказание вышеуказанных услуг.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров, его условия определяются по усмотрению сторон.
В данном случае Центр, руководствуясь целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ и нормативными документами Минздрава РФ, предлагает предпринимателям оплачивать услуги, которые акцептируются последними.
Однако в материалах дела не приведено ни одного установленного факта применения какой-либо ответственности к предпринимателям за отказ от заключения договора на эти услуги, что можно расценивать в силу ст. 7 Закона как действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов.
Таким образом, истец не совершил действий, которые могут повлечь за собой наступление неблагоприятных административно-правовых последствий для хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.10.2001 и Постановление от 19.12.2001 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5773-01/206/19 отменить.
Признать недействительными Решение от 23.04.2001 и предписание от 23.04.2001 Воронежского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.