Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.02.2002 N А14-7230-01/252/18 Исковые требования о взыскании на лицевом счете излишне списанной провозной платы за перевозки по территории РФ по ставкам Тарифной политики РЖД на перевозки грузов в международном сообщении удовлетворены правомерно, поскольку ставки тарифа, предусмотренные Тарифной политикой РЖД, в установленном законом порядке не утверждены, и условие договора о применении при расчетах за перевозки грузов в международном сообщении ставок Тарифной политики РЖД является ничтожным и не подлежит применению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 февраля 2002 г. Дело N А14-7230-01/252/18“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного предприятия “Юго-Восточная железная дорога“, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 ноября 2001 года по делу N А14-7230-01/252/18,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Новолипецкий металлургический комбинат“ (далее ОАО “НЛМК“), г. Липецк, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию “Юго-Восточная железная дорога“ (далее - ФГУП “ЮВЖД“), г. Воронеж, о восстановлении на его лицевом счете излишне списанной провозной платы в размере
7554276,84 рублей.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12 ноября 2001 года иск удовлетворен.

В апелляционном порядке законность данного решения не проверялась.

Ссылаясь на несоответствие указанного решения статьям 5, 6, 15, 30 Федерального закона Российской Федерации “О международных договорах Российской Федерации“, статьям 6, 7 Транспортного Устава железных дорог Российской Федерации (далее - ТУЖД РФ) и неверное применение судом тарифов на внутренние перевозки для оплаты перевозок экспортно - импортных грузов истца, ФГУП “ЮВЖД“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об его отмене и отказе в иске.

Представители сторон, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Стороны письменно ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции, между сторонами 26.11.98 заключен договор N 71/98 об организации перевозок и порядке централизованных расчетов. По условиям договора ответчик обязался на основании заявок истца организовывать для него перевозку грузов железнодорожным транспортом, а ответчик - производить предварительную оплату по согласованному графику услуг по перевозке, в том числе экспортных и импортных грузов в страны СНГ, перечисляя денежные средства на лицевой счет N 4224906, открытый для него ответчиком в ДЦФТО ЮВЖД, по ставкам Тарифной политики РЖД на перевозки грузов в международном сообщении.

В ноябре 2000 года истцом производилась отправка железнодорожным транспортом экспортных грузов и получение импортных грузов. Объем осуществленных в этот период перевозок сторонами не оспаривается и подтверждается копиями железнодорожных накладных. При этом, ответчиком начислена и списана с лицевого счета истца в ДЦФТО ЮВЖД провозная плата
за перевозки по территории Российской Федерации по ставкам Тарифной политики РЖД на перевозки грузов в международном сообщении на 2000 фрахтовый год.

Истец, считая, что провозная плата за такие перевозки должна начисляться согласно Прейскуранта 10-01, обратился в суд с настоящим иском о восстановлении на его лицевом счете спорной суммы, составляющей разницу между вышеуказанными тарифами.

Удовлетворяя иск, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что оплата перевозок должна осуществляться истцом по тарифам Прейскуранта 10-01, утвержденным в установленном законом порядке.

Такой вывод соответствует части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации “О федеральном железнодорожном транспорте“, согласно которой тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О естественных монополиях“ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу статей 6, 11 Федерального закона Российской Федерации “О естественных монополиях“, определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий, которым в спорный период являлось МАП РФ, утвердившее тарифы, предусмотренные Прейскурантом 10-01.

Ставки тарифа, предусмотренные Тарифной политикой РЖД, введенной в действие Указанием МПС РФ от 22.12.99 N 334у, в установленном законом порядке не утверждены. Поэтому в силу статей 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора сторон N 71/98 от 26.11.98 о применении при расчетах за перевозки грузов в международном сообщении ставок Тарифной политики РЖД является ничтожным и не подлежит применению.

Суд обоснованно признал, что в данном случае следует применять внутренний тариф, установленный Прейскурантом 10-01, как это предусмотрено статьей 13 параграфа 1 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Доводы заявителя жалобы о том, что примененные им тарифы разработаны в соответствии
с имеющим силу международного договора Тарифным соглашением железнодорожных администраций государств - участников СНГ, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены. Арбитражный суд правильно указал, что данное Тарифное соглашение в силу части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации “О международных договорах Российской Федерации“ не относится к числу международных договоров, действующих на территории Российской Федерации непосредственно, без их ратификации, и приоритетно перед законодательством Российской Федерации. Кроме того, это соглашение не устанавливает тарифы на перевозки. Они утверждены МПС РФ в Тарифной политике РЖД на 2000 год без соблюдения установленного законом порядка государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий.

Поэтому арбитражный суд обоснованно признал списание спорной суммы с лицевого счета истца неправомерным и обязал ответчика ее восстановить.

В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

В силу статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 171, 174, пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 ноября 2001 года по делу N А14-7230-01/252/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.