Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 07.02.2002 N А64-4393/01-16 В иске налогового органа о взыскании налоговой санкции за несвоевременное представление планового расчета по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов отказано правомерно, поскольку у истца отсутствовали основания для привлечения ответчика к ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 февраля 2002 г. Дело N А64-4393/01-16“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Мичуринску Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.10.2001 по делу N А64-4393/01-16,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по г.Мичуринску Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском о взыскании с ОАО “Мичуринскмолоко“ налоговой санкции в сумме 2079 руб., примененной в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области в удовлетворении иска отказано.

Апелляционная жалоба не подавалась.

В кассационной жалобе заявитель -
Инспекция МНС РФ по г. Мичуринску Тамбовской области просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, решением Инспекции МНС РФ по г. Мичуринску Тамбовской области от 13.06.01 N 157 ОАО “Мичуринскмолоко“ привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового Кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление планового расчета по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещения отходов на 2001 год . Ответчику предложено уплатить штраф в сумме 2079 руб., исчисленный в размере 20% от плановых платежей на 2001 год., указанных в представленном расчете.

Суд кассационной инстанции считает, что решение арбитражного суда об отказе в иске подлежит оставлению в силе по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 19.12.91 N 2060 “Об охране окружающей среды“ использование природных ресурсов является платным и включает в себя плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросов вредных веществ, размещение отходов.

Определение порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Госналогслужбу Российской Федерации возложена обязанность утвердить нормативные документы, определяющие механизм перечисления природопользователями платы за загрязнение окружающей природной среды и порядок направления этих средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации и во внебюджетные экологические фонды.

Согласно пунктам N 3, 4, 6 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета
Российской Федерации, утвержденного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 03.03.93 N 04-15/61-638, Минфином РФ от 03.03.93 N 19, Госналогслужбой РФ от 03.03.93 N ВГ-6-02/10, природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения. По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя соответствующий квартальный расчет.

Перечисление организациями 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета осуществляется ежеквартально в следующие сроки: плановые платежи не позднее 20 числа последнего месяца квартала; фактические платежи не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

ОАО “Мичуринскмолоко“ представлен плановый расчет по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещения отходов с поквартальной разбивкой 19.04.01. Согласно представленному расчету ответчик обязан перечислить в бюджет в течение 2001 года плату за загрязнение окружающей природной среды в сумме 13860 руб. Таким образом, ОАО “Мичуринскмолоко“ уведомил налоговый орган о сумме предстоящего годового платежа с поквартальной разбивкой.

Размер штрафных санкций, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, устанавливается в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании несвоевременно представленной декларации. Понятие налоговой декларации дано в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 названной статьи налоговая декларация представляет собой
письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и(или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Имеющийся в материалах дела плановый расчет платы за загрязнение окружающей природной среды носит характер сведений, в соответствии с которым природопользователь представляет в установленные сроки расчет платы за текущий квартал и соответственно уплачивает квартальные отчисления от платы за фактическое загрязнение окружающей среды. Поскольку содержащиеся в плановом расчете сведения представляют собой план платежей на предстоящий год, составленный исходя из предполагаемых объемов загрязнения, данный расчет на основании п. 1 ст. 80 НК РФ не может быть признан налоговой декларацией. Учитывая, что он представляется заранее (до 1 февраля текущего года) и в нем показана ориентировочная сумма платежа, подлежащего уплате, с этой суммы не может быть исчислена налоговая санкция по ст. 119 НК РФ, поскольку по указанной статье размер штрафа определяется от суммы фактического платежа. Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения ОАО “Мичуринскмолоко“ к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление планового расчета платы 10% отчислений за загрязнение окружающей природной среды за 2001 год.

Применение санкции от суммы фактического платежа за 1 квартал 2001 г., как это указал суд, нельзя считать правильным, так как общество не привлекалось к ответственности за непредставление расчета 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за 1 квартал 2001 г. (представлен своевременно). Кроме того, размер платежа, исходя из фактического загрязнения окружающей природной среды за 1 квартал 2001 г., может быть известен по итогам 1 квартала, следовательно, он
не может быть взят в расчет санкции за непредставление планового расчета на год, срок представления которого установлен до 1 февраля текущего года. При вынесении решения арбитражным судом дана неверная трактовка порядка исчисления штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, а именно - ответственность в размере 5% штрафа от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц со дня представления декларации. Однако, в п. 1 ст. 119 НК РФ законодатель установил, что штрафные санкции составляют 5% от суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основании непредставленной в срок декларации и зависят от продолжительности (в полных или неполных месяцах) непредставления названной декларации.

Исходя из вышеприведенных мотивов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.10.01 по делу N А64-4393/01-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Мичуринску Тамбовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.