Постановление ФАС Центрального округа от 06.02.2002 N А14-8150-00/270/18 В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительный сбор возвращается должнику.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 6 февраля 2002 г. Дело N А14-8150-00/270/18“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10 декабря 2001 по делу N 14-8150-00/270/18,
УСТАНОВИЛ:
ОАО “Воронежское акционерное самолетостроительное общество“ (далее ОАО “ВАСО“) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Министерства юстиции по Воронежской области о взыскании 216668 руб. 23 коп., в том числе 185751 руб. 65 коп. - убытков, причиненных действиями судебного пристава - исполнителя и 30916 руб. 58 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2000 по 28.11.2000.
К участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Министерство юстиции РФ.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет иска в порядке ст. 37 АПК РФ и просил возвратить неправомерно взысканный исполнительский сбор - 185751 руб.65 коп., кроме того, по ходатайству истца суд произвел замену первоначального ответчика Министерство юстиции РФ на - Управление юстиции по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2001 иск удовлетворен частично. В пользу истца с Управления Министерства юстиции по Воронежской области взыскано 185751 руб. 65 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области просит решение от 10.12.2001 отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неприменение норм материального права - п. 3 ст. 19 ФЗ РФ “О судебных приставах“, ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ и неправильное применение норм процессуального права - ст. 37 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, как соответствующий законодательству.
Представитель ответчика в кассационную инстанцию не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 119 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает необходимым решение от 10.12.2001 Арбитражного суда Воронежской области в части взыскания государственной пошлины с Управления Министерства юстиции РФ отменить, в остальной части оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановления судебного пристава - исполнителя ПСП Левобережского района N 3209 от 17.01.2000 по инкассовому поручению N 3209/2 от 26.01.2000 со счета ОАО “ВАСО“ списана сумма исполнительского сбора в размере 185751 руб. 65 коп.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2000 действия судебного пристава - исполнителя признаны неправомерными и постановление N 3209 от 17.01.2000 о взыскании исполнительского сбора отменено. Данный судебный акт вступил в законную силу.
Ссылаясь на то, что в добровольном порядке неправомерно взысканный исполнительский сбор не возвращен, ОАО “ВАСО“ обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно пришел к выводу, что требования истца о возврате исполнительского сбора правомерны, иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит, поскольку данный вид ответственности предусмотрен за нарушения в сфере гражданско - правовых отношений, а в данном случае отношения возникли в публично - правовой сфере.
Довод заявителя жалобы о том, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ за счет средств казны, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы (ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ) несостоятелен.
Разрешая настоящие требования, суд обоснованно исходил из положений ст. 81 ФЗ “Об исполнительном производстве“, поскольку рассматриваемые отношения сторон возникли в рамках исполнения исполнительного документа.
В силу положений названной нормы в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику.
В данном случае действия судебного пристава - исполнителя по взысканию спорного исполнительского сбора арбитражным судом признаны неправомерными и постановление N 3209 отменено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удержания и распоряжения спорными денежными средствами у судебного пристава-исполнителя не имелось и исполнительский сбор должен был быть возвращен в соответствии с положениями вышеуказанного Закона, за счет его непосредственного получателя.
Получателем исполнительского сбора было подразделение судебных приставов Левобережного района г. Воронежа не являющееся юридическим лицом, в связи с этим ответчиком по настоящему делу должно выступать Управление юстиции по Воронежской области, в чью систему входит данная служба.
Кассационная судебная коллегия не может принять во внимание довод заявителя о нарушении судом ст. 37 АПК РФ.
В силу ст. 37 АПК РФ истец вправе до принятия решения арбитражным судом изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Данное право было реализовано ОАО “ВАСО“ в судебном процессе 13.11.2001, что нашло отражение в протоколе судебного заседания, определении Арбитражного суда Воронежской области от 13.11.2001 и в мотивировочной части решения суда первой инстанции. По измененным исковым требования истца Управлением юстиции по Воронежской области был предоставлен отзыв (л / д 54) с его возражениями.
Согласно п.п. 6 п. 3 ст.5 Закона РФ “О государственной пошлине“ государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины.
При таком положении взыскание госпошлины с ответчика, освобожденного в силу закона от ее уплаты, является неправомерным, в связи с чем решение от 10.12.2001 в части взыскания с Управления юстиции по Воронежской области госпошлины в доход федерального бюджета подлежит отмене. В силу упомянутого закона при удовлетворении требований истца к ответчику, освобожденному от уплаты пошлины, последняя возвращается истцу непосредственно из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 174 - 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2001 по делу N А14-8150-00/270/18 в части взыскания с Управления юстиции по Воронежской области в пользу ОАО “Воронежское акционерное Самолетостроительное общество“ 185751 руб. - основного долга - оставить без изменения, в части взыскания 5086 рублей 72 коп. госпошлины - отменить.
Возвратить ОАО “Воронежское акционерное самолетостроительное общество“ пошлину в сумме 5086 рублей 72 копейки из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.