Постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2002 N А09-5636/01-26 Согласно Закону Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 февраля 2002 г. Дело N А09-5636/01-26“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2001 по делу N А09-5636/01-26,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Калинин В.Д. обратился в Арбитражный суд с иском к инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 17601 руб.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил требование о признании решения инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска N 2 от 04.07.2000 недействительным и возврате излишне уплаченного налога на приобретение транспортных средств в сумме 17601 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2001 исковые требования удовлетворены.
В апелляционную инстанцию решение Арбитражного суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе заявитель - инспекция МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска, просит решение Арбитражного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит решение Арбитражного суд подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом, Калинин В.Д., являясь предпринимателем без образования юридического лица (свидетельство N 4899 от 10.05.95), приобрел 20.01.99 автобус марки ПАЗ-3205 стоимостью 105000 руб. по договору N 012 от 20.01.99 в ООО “Агростройсервис“.
22.01.99 указанное транспортное средство было зарегистрировано в МРЭО ГИБДД г. Брянска на имя Калинина В.Д.
Истец, полагая, что на него распространяется льгота по уплате налога на приобретение автотранспортных средств, не исчислил и не уплатил в бюджет указанный налог.
По данному факту сотрудниками УФСНП РФ по Брянской области была проведена проверка (акт N 25 от 12.05.2000). По мнению проверяющих, в связи с приобретением автобуса Калинин В.Д. обязан был уплатить в бюджет налог на приобретение автотранспортных средств.
По результатам проверки 25.05.2000 в отношении ответчика было возбуждено уголовное дело N 30043 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации. По результатам расследования уголовное дело было прекращено на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР вследствие акта амнистии.
На основании материалов проверки, переданных налоговой полицией, инспекцией МНС РФ по Бежицкому району принято решение N 2 от 04.07.2000 о привлечении предпринимателя Калинина В.Д. к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 3520 руб. от неуплаченной суммы налога и взыскании недоимки по налогу на приобретение автотранспортных средств. Этим же решением инспекцией предложено уплатить в бюджет налог на приобретение автотранспортных средств в сумме 17601 руб.
Налог на приобретение транспортных средств в сумме 17601 руб. был уплачен предпринимателем Калининым В.Д. 19.05.2000, т.е. до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, а штраф - 14.07.2000.
18.06.2001 истец обратился в инспекцию о возврате излишне уплаченных средств налога и штрафа. Налоговый орган возвратил сумму штрафа в размере 3520 руб., а в возврате суммы налога 17601 руб. отказал.
В связи с отказом ответчика возвратить излишне уплаченную сумму налога истец просил признать решение инспекции недействительным и возвратить излишне уплаченную сумму налога на приобретение автотранспортных средств.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в соответствии с требованиями ст. 7 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, п. 53.4 Инструкции МНС РФ N 30 от 15.05.95 предприниматель освобожден от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, в связи с приобретением им автобуса для осуществления пассажирских перевозок и наличием лицензии.
Данный вывод является ошибочным.
Согласно ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Частью второй ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации... издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, ссылка суда на Инструкцию МНС РФ N 30 от 15.05.95, дающую расширительное толкование Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, неправомерна.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга и взносов, в уставной фонд.
Пунктом 4 ст. 7 названного закона определен круг юридических и физических лиц, освобожденных от уплаты налога. Предприниматели в данную категорию лиц не включены, в связи с чем налоговым органом истцу правомерно доначислен налог на приобретение автотранспортных средств и у Арбитражного суда не имелось оснований для признания решения инспекции в данной части недействительным, а также для возврата из бюджета уплаченного налога.
Учитывая, что предприниматель, не уплачивая налог при приобретении автотранспортного средства, руководствовался Инструкцией N 30 от 15.05.95, ответственность за неуплату налога применена к нему необоснованно (ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, решение инспекции в части взыскания штрафа за неуплату налога правомерно признано судом недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 91, п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2001 по делу N А09-5639/01-26 в части признания недействительным решения инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска N 2 от 04.07.2000 о взыскании налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 17601 руб. и в части обязания инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска возвратить из соответствующего бюджета предпринимателю Калинину В.Д. излишне уплаченный налог на приобретение транспортных средств в сумме 17601 руб. отменить и в удовлетворении исковых требований в данной части предпринимателю Калинину В.Д. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда оставить без изменения.
Взыскать с предпринимателя Калинина В.Д. в доход бюджета госпошлину в сумме 820 руб. 70 коп.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.