Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.01.2002 N А62-1729/01 Дело по иску в части признания недействительным решения налогового органа в части взыскания штрафа по налогу на землю, пени по этому налогу направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм материального и норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 января 2002 г. Дело N А62-1729/01“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции МНС РФ N 9 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2001 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2001 по делу N А62-1729/01,

УСТАНОВИЛ:

Смолоблпотребсоюз обратился в арбитражный суд с иском о признании частично недействительным решения межрайонной инспекции МНС РФ по Смоленской области от 10.05.2001 N 178.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2001 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2001 решение
суда изменено. Признаны недействительными п. 1 “б“ решения межрайонной инспекции по Смоленской области N 178 от 10.05.01 в части взыскания штрафа по налогу на землю в сумме 368 руб., п. 3.2 “а“ - в части уплаты налога на землю в сумме 1924 руб., п. 3.2 “в“ - в части уплаты пени по налогу на землю в сумме 194 руб.

В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе заявитель - межрайонная инспекция МНС РФ N 9 по Смоленской области, просит решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права и в удовлетворении иска Смолоблпотребсоюзу отказать в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит решение и постановление апелляционной инстанции подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией МНС РФ по Смоленской области проведена выездная налоговая проверка Смоленского облпотребсоюза по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.10.99 по декабрь 2000, которой установлен ряд налоговых правонарушений, в том числе, по земельному налогу, о чем составлен акт N 68 от 30.03.2001.

Согласно акту проверки филиал Смоленского облпотребсоюза Смоленская универсальная база имеет акт на землепользование по улице Н-Ленинградская, общей площадью 10300 кв.м.

Часть площадей организация сдает в аренду под коммерческую деятельность. В нарушение ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ и п. 35 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю“ с площади, сданной в аренду (под коммерческую деятельность), истец земельный налог не уплачивал.

В результате данного нарушения доначислен налог за
2000 г. с площадей, сданных в аренду, для зачисления в областной бюджет в сумме 1924 руб.

На основании материалов проверки инспекцией принято решение от 10.05.2001 N 178 о привлечении Смолоблпотребсоюза к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, за неполную уплату налога на землю в виде штрафа в сумме 368 руб., а также предложено уплатить в бюджет недоимки по налогам и пени за их несвоевременную уплату, в том числе, налог на землю в сумме 1924 руб. и пени за его неуплату - 194 руб.

Признавая необоснованным доначисление истцу земельного налога, а соответственно пени и штрафа за его переплату, суды исходили из того, что в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации “О плате на землю“, Законом Смоленской области от 19.05.200 N 26-3 “О дополнительных льготах по уплате земельного налога за 2000 год“ организации потребительской кооперации Смоленской области (к коим относится истец) освобождены от уплаты земельного налога, подлежащего зачислению в областной бюджет. Истец сдавал в аренду не землю, а нежилые помещения, поэтому применение ответчиком п. п. 12, 16 Федерального закона “О плате за землю“ и доначисление земельного налога пропорционально площади сдаваемых в аренду нежилых помещений является неправомерным.

Данный вывод является ошибочным.

Согласно ст. 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения или пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ с юридических
лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Таким образом, при передаче в аренду части здания арендодатель теряет право на льготу за часть (рассчитанную, исходя из сданной в аренду и общей площадей здания) земельного участка, необходимого для обслуживания здания.

Юридические и физические лица, полностью освобожденные от уплаты земельного налога, перечислены в ст. 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“. При этом ст.13 данного Закона органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Областным Законом Смоленской области “О дополнительных льготах по уплате земельного налога в 2000 году“ от уплаты земельного налога, подлежащего зачислению в областной бюджет, освобождены организации потребительской кооперации. Данный закон принят в соответствии с действующим законодательством, а поэтому положение ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ распространяется на истца, освобожденного от уплаты налога за землю, подлежащего зачислению в областной бюджет, при передаче им в аренду нежилых помещений лицам, не имеющим права на данную льготу.

Учитывая изложенное, а также, что правильность расчета доначисленного земельного налога, пени (исходя из установленных законом сроков уплаты налога) и штрафа судами не проверена, решение и постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению земельного налога, пени и штрафа подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

В остальной части постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального права.

Руководствуясь п. п. 3, 6 ст. 175, ч. 1
ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2001 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1729/01 в части признания недействительными п. 1 “б“ решения межрайонной инспекции МНС РФ по Смоленской области N 178 от 10.05.2001 в части взыскания штрафа по налогу на землю в сумме 368 руб., п. 3.2 “а“ - в части уплаты налога на землю в сумме 1924 руб., п. 3.2 “в“ - в части уплаты пени по налогу на землю в сумме 194 руб. отменить, дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Смоленской области.

В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.