Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.01.2002 по делу N А08-1837/01-9 Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом лесхозы не включены в перечень организаций, освобождаемых от уплаты налога на пользователей автодорог.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 января 2002 г. Дело N А08-1837/01-9“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Алексеевке и Алексеевскому району на Решение от 09.07.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 16.10.2001 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-1837/01-9,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Алексеевский лесхоз“ обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к Инспекции МНС РФ по г. Алексеевке и Алексеевскому району о признании недействительным ее Решения от 28.04.2001 N 746 в части доначисления НДС в сумме 28292 руб., пени - 1257 руб., налога
на пользователей автодорог - 138270 руб., пени - 56118 руб., применения налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ по НДС - 5658 руб., налогу на пользователей автодорог - 27654 руб., а также по п. 1 ст. 120 Налогового кодекса РФ в сумме 5000 руб.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции этого же арбитражного суда от 16.10.2001 Решение от 09.07.2001 оставлено без изменения.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить принятые судебные акты в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на пользователей автодорог, пени, налоговой санкции по данному налогу и в этой части дело передать на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с вынесением нового решения.

Как видно из материалов налоговой проверки, ГУ “Алексеевский лесхоз“ в 1999 - 2000 гг. не облагало налогом на пользователей автодорог выручку от реализации древесины, полученную от рубок ухода за лесом, что послужило основанием для принятия решения о доначислении налога на пользователей автодорог в сумме 138270 руб., пени по этому налогу - 56118 руб., применении налоговой санкции согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 27654 руб.

Признавая недействительным решение инспекции в этой части, суд исходил из того, что деятельность лесхоза по осуществлению рубок ухода за лесом не является предпринимательской, а поэтому выручка от реализации древесины не должна относиться к объектам налогообложения.

Данный вывод суда противоречит нормам материального права.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в
Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации представительства, иностранные юридические лица. Налог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом лесхозы не включены в перечень организаций, освобождаемых от уплаты налога на пользователей автодорог (п. 3 этой же статьи).

Подпунктом 21.1 Инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.95 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ с последующими изменениями от 04.03.97 предусмотрено, что бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (товары, работы, услуги) и осуществляющие продажу товаров, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной стоимостью товаров.

Статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 вышеназванного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.99, определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу.

Статьей 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сбора, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Таким образом, с 01.01.99 средства, поступающие предприятиям и организациям лесного хозяйства от реализации древесины от рубок ухода за лесом, являются выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и облагаются налогом на пользователей автодорог.

Закрепленное в ведомственных актах положение об использовании данных средств на покрытие расходов по ведению лесного хозяйства не означает, что при этом не должно соблюдаться налоговое законодательство.

Кроме того, в решении налогового органа отражено, что за счет средств “бюджетной древесины“ приобретались товарно-материальные ценности (паркет и другая продукция), в возражениях к акту проверки налогоплательщик также указывает, что все полученные ценности на момент их реализации были оплачены поставщикам путем встречной поставки древесины от рубок ухода за лесом. Доказательств целевого расходования средств от реализации древесины от рубок ухода за лесом истец не приводит.

Следовательно, довод истца о том, что эти средства не использовались в предпринимательской деятельности, является безосновательным, поскольку к предпринимательской деятельности относятся все виды платной деятельности.

Учитывая, что обеими судебными инстанциями неверно истолкована ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах в РФ“ и не применена ст. 39 Налогового кодекса РФ, принятые судебные акты подлежат отмене в части доначисления налога на пользователей автодорог и пени с принятием нового решения.

Что касается штрафа по налогу на пользователей автодорог, примененного согласно п. 1 ст. 122
Налогового кодекса РФ, то суду при новом рассмотрении дела необходимо исследовать вопрос о возможности применения п. 3 ст. 111 Налогового кодекса РФ, учитывая ссылку истца на письмо МФ РФ в адрес Федеральной службы лесного хозяйства (1998 г.), а также разъяснения налоговых органов Белгородской области по запросам лесхозов.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1, п. 2, п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Отменить Решение от 09.07.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 16.10.2001 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-1837/01-9 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по г. Алексеевке и Алексеевскому району от 28.04.2001 N 746ДСП в части доначисления налога на пользователей автодорог - 138270 руб., пени за несвоевременную уплату этого налога - 56118 руб. и в этой части ГУ “Алексеевский лесхоз“ в иске отказать; отменить в части штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ по налогу на пользователей автодорог в сумме 27654 руб. и в этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

В остальном принятые судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.