Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 10.01.2002 N А23-1978/02А-12-146 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 января 2002 г. Дело N А23-1978/02А-12-146“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ЗАО “Калуга-Стеклотара“ на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 27.09.2002 по делу N А23-1978/02А-12-146,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Калуга-Стеклотара“ обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском о признании недействительным Решения Инспекции МНС по Октябрьскому округу г. Калуги (далее - Инспекция) от 11.06.2002 N 340.

Решением суда от 07.08.2002 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2002 решение суда от 07.08.2002 оставлено без изменений.

В кассационной жалобе ЗАО “Калуга-Стеклотара“ просит отменить Постановление апелляционной инстанции от
27.09.2002 и передать дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, хотя в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановления апелляционной инстанции, но из текста жалобы усматривается, что ее заявитель не согласен и с решением суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что принятые по спору судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, в адрес ЗАО “Калуга-Стеклотара“ 26.04.2002 было выставлено Инспекцией требование N 1682 об уплате 1704514 рублей пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данная пеня была начислена в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды еще в период до их отмены и введения единого социального налога.

В связи с тем, что требование N 1682 в установленный срок - 06.05.2002 не было исполнено, Инспекцией принято Решение от 11.06.2002 N 340 о применении меры принудительного исполнения путем направления инкассового поручения.

Считая решение налогового органа нарушающим его права и законные интересы, истец обратился в суд с данным иском.

Суд первой инстанции в качестве доказательства отказа в иске сослался на акты сверки расчетов, подписанные главным бухгалтером ЗАО, что судом расценено как согласие с предъявленным требованием.

Однако такие выводы суда нельзя признать достаточно обоснованными.

Согласно статье 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (с изменениями) положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие, если иное не предусмотрено ст. 5 части первой Кодекса.

Поскольку
согласно Налоговому кодексу Российской Федерации под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, а также п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования. При этом во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Пени в соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации уплачиваются дополнительно к суммам налогов (сборов) и их уплата никак не связывается с применением или неприменением к нарушителям меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), как не связывается с привлечением или непривлечением этих лиц к ответственности за совершенные ими налоговые правонарушения.

Пункт 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает начислять пени за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога (сбора) до дня фактической его уплаты включительно.

При этом следует учитывать, что наряду с общими правилами начисления пени Налоговый кодекс Российской Федерации содержал и некоторые особенности применения этих правил, претерпевших изменения после
внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ.

Поскольку материалы дела не содержат в себе расшифровку числящейся за истцом недоимки по взносам (сумму, дату уплаты), пени (период начисления, процентную ставку), то в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акты сверки расчетов нельзя считать достаточным доказательством обстоятельств, послуживших налоговому органу основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта.

При этом следует отметить, что в определении суда о принятии искового заявления и о подготовке к судебному заседанию от 11.07.2002 налоговому органу предлагалось представить расчет суммы пени с указанием периода, однако это требование суда ответчиком не было выполнено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.08.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 27.09.2002 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1978/02А-12-146 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.