Постановление ФАС Центрального округа от 09.01.2002 N А68-198/АП-00 Суд правильно указал, что каких - либо особенностей в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении оборотов по реализации продукции способом товарного возмещения задолженности по налогам законодательством не предусмотрено, в связи с чем доначисление истцу спорных налогов и пени за их неуплату произведено налоговым органом необоснованно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 января 2002 г. Дело N А68-198/АП-00“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы межрайонной инспекции МНС РФ по работе с крупнейшими налогоплательщиками Тульской области и инспекции МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.09.2001 по делу N А68-198/АП-00,
УСТАНОВИЛ:
ОАО “Тулателеком“ обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным решения инспекции МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы от 29.09.2000 N 61.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.09.2001 иск удовлетворен.
В апелляционную инстанцию решение Арбитражного суда не обжаловалось
В кассационной жалобе заявители - межрайонная инспекция МНС РФ по работе с крупнейшими налогоплательщиками Тульской области и инспекция МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы, просят решение Арбитражного суда в части признания недействительным решения N 61 от 29.09.2000 в части доначисления налогов на сумму налога на добавленную стоимость (в результате проведения товарных зачетов с учетом налога на добавленную стоимость) отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы проведена выездная налоговая проверка Тульской городской телефонной сети филиала ОАО “Тулателеком“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период 1998 - 99 г.г., о чем составлен акт N 83 от 06.09.2000.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 8 “Временного порядка погашения задолженности предприятий и организаций по налогам в федеральный дорожный фонд Российской Федерации“ N 504 от 24.12.98, утвержденного приказом Федеральной дорожной службы Российской Федерации от 24.12.98 N 504 (с изменениями и дополнениями) зачеты по погашению задолженности по платежам в территориальный дорожный фонд по налогу на пользователей автомобильных дорог в порядке товарного возмещения проведены ОАО “Тулателеком“ с учетом налога на добавленную стоимость. Также с учетом налога на добавленную стоимость проведены зачеты по следующим платежам: по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, по налогу на имущество, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на землю. Установлено нарушение п. 30 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ в части неуплаты декадных платежей по налогу на добавленную стоимость.
На основании акта проверки руководителем налогового органа принято решение N 61 от 29.09.2000, в соответствии с которым ОАО “Тулателеком“ доначислен налог на добавленную стоимость, налог на содержание жилфонда, налог на имущество, налог на пользователей автодорог, налог на землю, пени за их несвоевременную уплату и пени по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с указанным решением, ОАО “Тулателеком“ обжаловало его в суд, указав в обоснование своей позиции на то, что зачеты были проведены в строгом соответствии с Постановлением главы города от 05.02.99 N 109 “О дополнительных мерах по выполнению мероприятий, предусмотренных бюджетом города Тулы на 1999 год“ и утвержденным этим постановлением “Временным положением о порядке проведения зачетов взаимной задолженности по платежам в бюджет города в 1999 году“. Названные документы не предусматривают необходимости исключения налога на добавленную стоимость из стоимости услуги при проведении зачетов.
Удовлетворяя иск, суд исходил из следующего.
В течение 1999 года ОАО “Тулателеком“ было подписано: 31 соглашение с Финансовым управлением управы г. Тулы по погашению задолженности истца по налогам в местный бюджет путем зачета задолженности за услуги связи организаций, финансируемых из городского бюджета (30 соглашений), и путем зачета причитающихся истцу ассигнований из бюджета города в счет финансирования по Закону “О ветеранах“ (1 соглашение) (в том числе: по налогу на добавленную стоимость на сумму 111344,93 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость - 18557,49 руб. (2 соглашения); по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы на сумму 549618 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость - 91603 руб. (11 соглашений); по налогу на землю на сумму 8572 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость - 1429 руб. (2 соглашения); по налогу на имущество всего на сумму 628535,66 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость - 104756 руб. (16 соглашений); 28 соглашений с Финансовым управлением администрации Тульской области по погашению задолженности по налоговым платежам в областной бюджет путем зачета задолженности за услуги связи организаций, финансируемых из областного бюджета (в том числе: по налогу на добавленную стоимость на сумму 13447,13 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость - 2241,19 руб. (3 соглашения); по налогу на имущество на сумму 1966800 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость - 327800 руб. (25 соглашений); 16 соглашений с ГП ПРСО “Тулавтодор“ по погашению задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог путем зачета за услуги связи ГП ПРСО “Тулавтодор“ на сумму 1279158 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость в сумме 213193 руб.). Всего истцом подписано 75 соглашений, каждое из которых подписано и ответчиком; при этом сумма погашенной задолженности по налогам учитывалась в размере стоимости услуг связи (товарное возмещение), включая и налог на добавленную стоимость.
Возможность заключения подобных соглашений предусмотрена Постановлением губернатора Тульской области от 24.02.99 N 66 “О проведении взаимозачетов по погашению задолженности по платежам в областной бюджет в 1999 году“ и утвержденным этим Постановлением “Временным положением о порядке проведения зачетов взаимной задолженности по платежам в областной бюджет“, Постановлением главы города Тулы от 05.02.99 N 109 “О дополнительных мерах по выполнению мероприятий, предусмотренных бюджетом города Тулы на 1999 год“ и утвержденным этим постановлением “Временным положением о порядке проведения зачетов взаимной задолженности по платежам в бюджет города в 1999 году“, Законом Тульской области “О территориальном дорожном фонде“ N 23-ЗТО от 28.12.95.
Налоговая инспекция пришла к выводу о несоответствии заключенных соглашений действующему законодательству, поэтому предприятию была восстановлена недоимка по каждому из спорных налогов на сумму налога на добавленную стоимость в стоимости услуг. По мнению налогового органа, сумма налога на добавленную стоимость по спорным соглашениям, включенная предприятием в стоимость услуг, не может быть включена в размер погашенной задолженности по налогам, поскольку одна и та же сумма не может считаться уплаченной как налог на добавленную стоимость и как каждый иной налог из перечня спорных.
Исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование своих позиций, оценив правовую природу заключенных между сторонами соглашений, суд пришел к правильному выводу, что регулируемые этими соглашениями отношения носят не только публично - правовой характер (правоотношения по уплате налогов), но и являются гражданско - правовыми (исполнение обязательств по предоставлению услуг).
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации продукции (работ, услуг).
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ реализация товара (работ, услуг) производится предприятиями по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Таким образом, покупатель обязан оплатить налог на добавленную стоимость, указанный в счетах поставщика.
Погашение недоимок по налогам путем товарного возмещения фактически обозначает для налогоплательщика реализацию услуг. Только в этом случае заказчик (уполномоченный государственный орган, финансирующий заказчика) обязан уплатить исполнителю (предприятию - недоимщику) оговоренную цену, увеличенную на налог на добавленную стоимость, не путем перечисления денежных средств, а путем уменьшения на эту сумму его задолженности. Таким образом, задолженность перед городским, областным бюджетами, территориальным дорожным фондом должна быть уменьшена именно на оговоренную сумму товарного возмещения, с учетом налога на добавленную стоимость.
Суд правильно указал, что каких-либо особенностей в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении оборотов по реализации продукции способом товарного возмещения задолженности по налогам законодательством не предусмотрено, в связи, с чем доначисление ОАО “Тулателеком“ спорных налогов и пени за их неуплату произведено налоговым органом необоснованно.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.09.2001 по делу N А68-198/АП-00 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.