Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.12.2001 N А54-2312/01-С3 Суммы пеней за просрочку уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, начисленные, но не уплаченные налогоплательщиком к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком в начисленных размерах, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 декабря 2001 г. Дело N А54-2312/01-С3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2001 по делу N А54-2312/01-С3,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Сафьян“ обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском о признании неправомерным бездействия управляющего ОПФ РФ по Рязанской области в части уменьшения размера пеней на 5194743 руб. до суммы страховых взносов и обязать его произвести перерасчет пеней, начисленных на просроченную задолженность ОАО “Сафьян“ по страховым взносам по состоянию на 01.08.99.

После уточнения
своих исковых требований ОАО “Сафьян“ просило признать неправомерным бездействие управляющего ОПФ РФ по Рязанской области в части уменьшения размера пеней на 6975838 руб. до суммы задолженности и обязать его произвести перерасчет пеней, начисленных на просроченную задолженность ОАО “Сафьян“ по страховым взносам по состоянию на 01.01.99.

Решением суда от 11.09.2001 исковые требования были удовлетворены.

Апелляционной инстанцией законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе ОПФ РФ по Рязанской области просит отменить решение суда. По мнению заявителя жалобы, положения Налогового кодекса Российской Федерации об ограничении размера пени, действовавшие до 18.08.99 и, соответственно, нормы ст. 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в указанной части, при определении размеров пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не применяются и перерасчет пеней, начисленных до 18.08.99, не производится.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 20.06.2001 ОАО “Сафьян“ обратилось в ОПФ РФ по Рязанской области с просьбой произвести перерасчет пени, начисленной на неуплаченные страховые взносы по состоянию на 01.08.99.

Управляющим отделением в перерасчете пени было отказано в связи с отсутствием правовых оснований

При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 8 ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 31.07.98 N 147-ФЗ суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) в размерах, начисленных до 01.01.99, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное настоящей частью ограничение на
суммы уплачиваемых пеней действует в период с 01.01.99 до вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“ (часть третья введена Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ).

В соответствии с п. п. 2, 3, 4 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) установлено, что органы государственных внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечисленные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

Указанное свидетельствует о том, что органы Пенсионного фонда должны учитывать положения общей части Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.

Поскольку установленное Кодексом и Федеральным законом правило смягчило положение плательщика страховых взносов, эти нормы имели обратную силу на основании ст. 54 Конституции РФ и п. 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2001 по делу N А54-2312/01-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.