Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.12.2001 по делу N А54-1826/01-С3 Сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента. Так как указанный сбор уплачивается за выдачу уполномоченным муниципальным органом разрешения на право, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа является неправомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 декабря 2001 г. Дело N А54-1826/01-С3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Рязаньнефтепродукт“ на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.08.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 08.10.2001 по делу N А54-1826/01-С3,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Сараевскому району Рязанской области обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с открытого акционерного общества “Рязаньнефтепродукт“ (далее - ОАО “Рязаньнефтепродукт“) на основании Постановления от 08.12.2000 N 77дсп 16232 руб. 05 коп. сбора за право торговли, 2483 руб. 50 коп. пени за
несвоевременную уплату данного сбора, штрафа в сумме 3246 руб. 41 коп., примененного в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.

ОАО “Рязаньнефтепродукт“ предъявлен встречный иск о признании недействительным Постановления инспекции от 08.12.2000 N 77дсп.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.08.2001 исковые требования Инспекции МНС РФ по Сараевскому району удовлетворены частично. С ОАО “Рязаньнефтепродукт“ взысканы сбор за право торговли в сумме 10141 руб., пени - 575 руб., штраф - 2028 руб. 20 коп. В остальной части иска отказано.

Встречный иск ОАО “Рязаньнефтепродукт“ удовлетворен частично. Решением суда признано недействительным Постановление инспекции от 08.12.2000 N 77дсп в части доначисления сбора за право торговли в сумме 6091 руб. 05 коп., пени - 1908 руб. 50 коп., штрафа - 1218 руб. 21 коп.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель - ОАО “Рязаньнефтепродукт“ - просит решение и постановление суда в части неудовлетворенных исковых требований отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Сараевскому району проведена выездная налоговая проверка соблюдения Вердовским филиалом ОАО “Рязаньнефтепродукт“ налогового законодательства за период с июля по декабрь 2000 г.

По результатам проверки составлен акт N 02-01/290дсп от 05.12.2000 и принято Решение N 77дсп от 07.12.2000 о доначислении сбора за право торговли в сумме 16232 руб. 05 коп., пени за неуплату данного сбора - 2483 руб. 50 коп., а также применении штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 3246 руб. 41 коп.

В
связи с тем что ОАО “Рязаньнефтепродукт“ не были уплачены вышеназванные сбор, пени, штраф в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась с иском в суд.

Согласно ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается местными органами представительной власти.

Сбор за право торговли на территории Сараевского района установлен Постановлением главы администрации Сараевского района Рязанской области N 68 от 14.02.94, которым утверждено Положение о сборе за право торговли, новая редакция утверждена Решением Сараевского районного Совета народных депутатов Рязанской области от 27.06.2000 N 21 (опубликовано в газете “Сараевские зори“ 05.07.2000).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ указанное положение вступило в силу с 01.09.2000.

Суд дал правильную оценку данному обстоятельству и на законных основаниях признал недействительным Постановление инспекции N 77дсп от 07.02.2001 в части доначисления сбора за право торговли за июль - август 2000 г., а также пени и штрафа на эту сумму сбора.

Вышеназванным Положением установлен перечень плательщиков сбора, к числу которых относятся все юридические лица, осуществляющие в установленном порядке торговую деятельность на территории Сараевского района, в том числе через АЗС; определен объект налогообложения - осуществляемая деятельность - торговля оптовая и (или) розничная на территории данного района и сроки его уплаты - единовременно при оформлении временного патента на право торговли.

ОАО “Рязаньнефтепродукт“, являясь юридическим лицом, осуществляя на территории Сараевского района оптовую и розничную торговлю ГСМ, подпадает под статус плательщика сбора и обязано было уплачивать сбор за право торговли. Факт неуплаты сбора доказан материалами дела и плательщиком не оспаривается.

Рассматривая спор в части, касающейся взыскания сбора
за право торговли за сентябрь - ноябрь 2000 г. и пени, суды правомерно руководствовались п. 10 настоящего Положения.

Как видно из материалов дела, расчет сбора за право торговли произведен налоговым органом от денежной выручки, полученной с применением ККМ за текущий месяц, с учетом данных сменных отчетов кассира-операциониста АЗС, которые сформированы в накопительную ведомость.

В соответствии с п. 10 Положения о сборе за право торговли, утвержденного Решением Сараевского районного Совета народных депутатов от 27.06.2000 N 21, ставка сбора за право торговли установлена в размере 0,25% от товарооборота за предыдущий месяц, полученного с применением ККМ.

Таким образом, судебные инстанции, исходя из действующих норм и фактических обстоятельств дела, признали действия инспекции по доначислению сбора в сумме 10141 руб., пени в сумме 575 руб. законными.

Однако вывод судов о применении к налогоплательщику за неуплату сбора за право торговли ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствует закону.

Согласно п. 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного “сбор“.

Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с пп. “е“ п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента. Так как указанный сбор уплачивается за выдачу уполномоченным муниципальным органом разрешения на право, привлечение ОАО “Рязаньнефтепродукт“ к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2028 руб. 20 коп. является неправомерным.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 175, ч. 2 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.08.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 08.10.2001 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-1826/01-С3 отменить в части взыскания с ОАО “Рязаньнефтепродукт“ штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ и Инспекции МНС РФ по Сараевскому району Рязанской области в этой части иска отказать.

В части разрешения встречного иска ОАО “Рязаньнефтепродукт“ о признании недействительным постановления Инспекции МНС РФ по Сараевскому району Рязанской области Решение от 06.08.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 08.10.2001 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-1826/01-С3 отменить частично, признать недействительным постановление инспекции в части взыскания штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.

В остальном судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.