Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2001 N А62-1855/2001 Дело по иску об обжаловании бездействия налогового органа по сложению задолженности по пене по подоходному налогу направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 декабря 2001 г. Дело N А62-1855/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Государственного предприятия “Смоленская атомная электростанция“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2001 по делу N А62-1855/2001,

УСТАНОВИЛ:

Государственное предприятие “Смоленская атомная электростанция“ (далее - АЭС) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Десногорску (далее - ИМНС) об обжаловании бездействия ИМНС по сложению задолженности по пени по подоходному налогу в размере 29896598 руб. по состоянию на 13.08.99.

Решением от 02.07.2001
суд обязал ИМНС по г. Десногорску произвести в отношении ГП “Смоленская АЭС“ сложение задолженности по пеням по подоходному налогу в размере 29896598 руб. (по состоянию на 13.08.99) в соответствии с Порядком пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пеней по налогам и сборам, утвержденным Приказом МНС РФ от 03.09.99 N АП-3-09/290.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2001 решение суда от 02.07.2001 отменено и в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе АЭС просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В соответствии с приказом Управления МНС России по Смоленской области Инспекция МНС России по г. Десногорску реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции N 1 по Смоленской области.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что принятые по спору судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с решением от 02.02.2000 N 49/ф налоговый орган произвел сложение пени по подоходному налогу в сумме 1242636 руб., числившейся за АЭС по состоянию на 01.01.99.

Так как по состоянию на 13.08.99 сальдо задолженности по пени по подоходному налогу составила 29896598 руб., истец обратился о ее сложении к ответчику, который уведомил АЭС, что перерасчет пени по состоянию на 13.08.99 будет произведен при проведении последующей выездной налоговой проверки.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, руководствовался “Порядком пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам“ (далее - Порядок), утвержденным Приказом МНС России от 03.09.99 N АП-3-09/290, который, по его мнению, обязывает налоговый орган провести повторное списание задолженности по
пени, насчитанной на 13.08.99.

Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, исходила из того, что требование истца о повторном сложении сумм налоговых пеней по состоянию на 13.08.99, противоречит ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее Закон N 147-ФЗ).

Однако такие выводы судов обеих инстанций нельзя признать достаточно обоснованными.

С момента вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ п. 4 ст. 75 предусматривалось, что размер начисленных пеней при просрочке уплаты налогоплательщиком не мог превышать суммы недоимки.

Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“ указанные ограничения размера пеней были отменены.

В связи с этим в ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ так же были внесены дополнения, определяющие порядок применения ранее действовавших (до 01.01.99) норм Налогового кодекса Российской Федерации об ограничении размера пени, в соответствии с которым суммы пеней начисленные по состоянию на 01.01.99, но не уплаченные налогоплательщиком к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком в размерах, начисленных на 01.01.99, но не более неуплаченной суммы налога.

Указанное ограничение на суммы пеней действуют в период с 01.01.99 до вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“, а именно до 18.08.99.

Поскольку налоговый орган произвел списание с истца задолженность по пени по подоходному налогу в сумме 1242636 руб., тем самым он согласился с тем, что сумма задолженности по пени, числившаяся за АЭС
на 01.01.99 равна сумме задолженности по налогу, которая по расчетам истца составляет 19966514 руб. (л. д. 8).

Таким образом, при решении вопроса о правомерности требований истца о списании задолженности по пени по подоходному налогу, следует руководствоваться ст. 8 Закона N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ), которой ограничен размер пени, который может быть начислен в период с 01.01.99 по 18.08.99.

С этой целью суду следует предложить сторонам провести сверку расчетов задолженности по подоходному налогу и пени в спорный период и в зависимости от этого решить вопрос подлежит ли сложению сумма задолженности по пени, если да, то в каком размере.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.09.2001 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1855/2001 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.