Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 27.11.2001 N А64-2573/01-10 Дело по иску о признании частично недействительным решения налогового органа о доначислении ряда налогов, пени и применении штрафных санкций направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 ноября 2001 г. Дело N А64-2573/01-10“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.08.2001 по делу N А64-2573/01-10,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Тамбоввтормет“ обратилось в Арбитражный суд с иском о признании частично недействительным решения ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова от 25.01.2001 N 4 о доначислении ряда налогов, пени и применении штрафных санкций.

Исковые требования уточнены в части сумм налогов, доначисленных, по мнению плательщика, необоснованно.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от
17.08.2001 исковые требования в части доначисления налога на прибыль, пени за несвоевременную уплату НДС, пени по налогу на пользователей автодорог и пени по налогу на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы удовлетворены в заявленных суммах. В части разрешения спора об обоснованности начисления пени за несвоевременную уплату декадных платежей по НДС дело производством прекращено, поскольку к моменту вынесения судебного акта налоговая инспекция приняла дополнительное решение, исключив из сумм к взысканию пени по декадным платежам НДС.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания необоснованным начисления пени за неполную уплату ежемесячно налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд и налога на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение представителя истца, кассационная инстанция полагает, что судебный акт в обжалуемой налоговой инспекцией части надлежит отменить и дело направить в этой части на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова проведена выездная проверка соблюдения ЗАО “Тамбоввтормет“ налогового законодательства за период с 20.05.99 по 30.10.2000, о чем составлен акт N 237 от 25.12.2000.

По результатам проверки налоговым органом принято решение N 4 от 25.01.2001 о доначислении налогов, пени и применении санкций за нарушение налогового законодательства.

Взыскание санкций производилось в судебном порядке (дело N А64-894/01-16).

Обстоятельствам доначисления налога на прибыль давалась оценка при разрешении спора об обоснованности применения санкций, поэтому суд, исследуя доказательства, представленные по настоящему делу, правомерно руководствовался принципами ст. 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В части доначисления
пени за несвоевременную уплату декадных платежей по НДС решение N 4 от 25.01.2001 налоговой инспекцией изменено: из суммы пени за несвоевременную уплату НДС исключено 35463 руб. - пени по декадным платежам (решение ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова от 08.06.2001 N 02-39/6291), в связи, с чем производство по делу в этой части правомерно прекращено судом.

Разрешая спор об обоснованности начисления пени в сумме 7311 руб. за занижение НДС, судом учтено, что в ноябре 1999 г. у плательщика имелась переплата налога, поэтому при доначислении НДС в последующие периоды у налоговой инспекции отсутствовали основания для применения пени.

Ответчик судебный акт в части спора по налогу на прибыль и пени по НДС не обжалует.

ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова не согласна с выводами суда о неправомерном начислении пени по налогу на пользователей автодорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд, и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.

Разрешая по существу спор в указанной части, суд исходил из того, что законодательными актами Тамбовской области предусмотрен срок уплаты этих налогов ежеквартально, по представлении соответствующих расчетов. Ежемесячные платежи налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд и налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы признаны авансовыми, что исключает, по мнению суда, возможность начисления пени за их несвоевременную уплату.

Указанный вывод является ошибочным.

Действительно, пунктом 6 статьи 7 Закона Тамбовской области N 93-3 от 31.01.97 “О территориальном дорожном фонде Тамбовской области“ определено, что ежемесячные взносы налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд являются авансовыми.

Однако судом не учтено, что местным органам власти предоставлено право устанавливать сроки
уплаты налогов в территориальный дорожный фонд, а не определять статус платежей.

В силу ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации авансовым платежом признается уплата налога в бюджет по результатам отчетного периода.

Из материалов дела усматривается, что отчетным периодом по спорным налогам является квартал.

Исходя из этого, ежемесячно вносимые в территориальный дорожный фонд платежи, не являются авансовыми.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.01.92 N 2235 “Об утверждении порядка образования и исчисления средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ установлено, что налог на пользователей автодорог уплачивается ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Пунктом 24.1 Инструкции ГНС РФ от 15.05.95 N 30, действовавшей в 1999 году, также определено, что сроком уплаты налога является месяц (за исключением уплаты налога субъектами малого предпринимательства и плательщиками, чей среднемесячный размер платежей не более 2 тыс. руб. - п. 24.2).

Аналогичный порядок уплаты налога установлен п. 38 Инструкции МНС РФ N 59 от 04.04.2000.

Учитывая изложенное, у суда не было оснований считать ежемесячные платежи налога на пользователей автодорог авансовыми, а, следовательно, и признавать недействительным решение налогового органа о начислении пени за их несвоевременную (не в полном объеме) уплату в дорожный фонд.

Статьей 6 Положения “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы г. Тамбова“, утвержденного решением Тамбовской городской Думы 28.10.98 N 530 (в редакции 02.12.98) установлено, что уплата налога производится в городской бюджет ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции и продаж товаров за истекший месяц не позднее 15 числа следующего месяца.

Указанное Положение предусматривает, что сроком уплаты налога является месяц, а сроком предоставления расчетов квартал, полугодие, девять месяцев
и год.

Таким образом, налоговая инспекция, доначисляя ЗАО “Тамбоввтормет“ за каждый месяц налог на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, правомерно начисляла пени.

Учитывая, что расчеты пени по этим налогам судом не проверялись, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо исследовать вопрос об обоснованности произведенных начислений пени по налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы, в случае разногласий сторон о суммах начислений предложить провести сверку расчетов.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.08.2001 по делу N А64-2573/01-10 в части признания недействительным решения инспекции от 25.01.2001 N 4 о доначислении 25790 руб. пени по налогу на пользователей автодорог и 16031 руб. пени по налогу на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд по первой инстанции.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.