Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.11.2001 N А68-134/12-01 Исковые требования о взыскании задолженности по налогу с продаж, пени, налоговых санкций удовлетворены в части доначисления налога и пени, поскольку положение о применении налоговых санкций признано не соответствующим Конституции РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 ноября 2001 г. Дело N А68-134/12-01“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Донскому Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.09.2001 по делу N А68-134/12-01,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства по налогам и сборам РФ по г. Донскому Тульской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с иском к предпринимателю без образования юридического лица Цыганову С.В. о взыскании задолженности по налогу с продаж, пени, налоговых санкций в сумме 37785 руб. 64 коп.

Решением суда от 07.09.2001 с
предпринимателя взыскан доначисленный налог с продаж в сумме 13470 руб. 74 коп., пени в сумме 6425 руб. 97 коп. В остальной части иска отказано.

В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда в части отказа во взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Цыганова С.В. налоговых санкций в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление и неуплату налога с продаж за 2, 3, 4 кварталы 1999 г. как вынесенное с неправильным применением норм материального права и принять новое решение.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Как видно из материалов дела, ИМНС проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Цыганова С.В. по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.99 по 31.12.99. В ходе проверки выявлены факты неполной уплаты налога с продаж за 2, 3, 4 кварталы 1999 г.

На основании составленного по результатам проверки акта от 07.02.2001 N 16 ИМНС принято решение от 05.03.2001 N 117 о взыскании с предпринимателя Цыганова С.В. доначисленного налога с продаж в сумме 13470 руб. 74 коп., пени в сумме 6425 руб. 97 коп., о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налога с продаж по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2694 руб., за непредставление в установленный срок расчета по налогу с продаж за 2-4 кварталы 1999 г. по п. 1 и п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации. 26.11.98 Тульской областной Думой во исполнение п. 3 ст. 20 Закона
РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ принят Закон Тульской области “О налоге с продаж“ N 102-ЗТО.

Ответчик входит в круг лиц, являющихся плательщиком налога с продаж, допустившим его неполную уплату за 2, 3, 4 кварталы 1999 г., поэтому ему обоснованно доначислена сумма налога и пеня.

Отказывая ИМНС в иске в части взыскания сумм штрафа, суд правомерно исходил из следующего.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта “д“ пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 31.07.98 “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также положений Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“, Закона Кировской области “О налоге с продаж“ и Закона Челябинской области “О налоге с продаж“ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью “Русская тройка“ и ряда граждан“ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 31.07.98).

Учитывая, что немедленное признание положений названных норм утратившими силу может повлечь неисполнение соответствующих бюджетов и привести к нарушению прав и свобод граждан, Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ в постановлении N 2-П установил, что указанные
положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае, утрачивают силу не позднее 01.01.2002.

Таким образом, до указанной даты обязанность по уплате налога с продаж у налогоплательщиков сохранилась.

В то же время в названном постановлении (пункт 5 резолютивной части) Конституционный Суд постановил, что дела заявителей в части, касающейся привлечения их к ответственности за налоговые правонарушения, подлежат пересмотру соответствующими правоприменительными органами с учетом смысла примененных норм, выявленного в настоящем постановлении.

В силу закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом налоговые санкции за нарушения, связанные с исчислением и уплатой налога с продаж, не подлежат взысканию со всех заявителей, а не только с граждан, подавших заявления в Конституционный Суд.

Таким образом, суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций.

Сведений для иной оценки установленных судом фактов в кассационной жалобе не содержится.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда от 07.09.2001 по делу N А68-134/12-01 оставить без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.