Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 10.08.2001 N А08-434/01-16 Получаемые отделами вневедомственной охраны при органах внутренних дел средства за оказанные платные услуги по охране имущества собственников в соответствии с заключенными договорами являются выручкой от реализации продукции (работ, услуг), а следовательно, доходами от предпринимательской деятельности, и они подлежат обложению налогом на прибыль с суммы превышения доходов над расходами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 августа 2001 г. Дело N А08-434/01-16“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Губкину и Губкинскому району на Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.03.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.05.2001 по делу N А08-434/01-16,

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны (ОВО) при Губкинском ГРОВД Белгородской области обратился в суд с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Губкину и Губкинскому району о признании недействительным Решения налогового органа от 24.01.2001 N 1215 о привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислении сумм налога.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.03.2001 иск удовлетворен полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2001 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель - Инспекция МНС РФ по г. Губкину и Губкинскому району просит вынесенные по делу судебные решения отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Кассационная инстанция считает необходимым отменить Решение от 20.03.2001 и Постановление от 24.05.2001 и направить дело на новое рассмотрение в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Губкину и Губкинскому району в период с 13.12.2000 по 20.12.2000 проведена выездная налоговая проверка подразделения вневедомственной охраны при Губкинском ГРОВД Белгородской области по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы.

По результатам проверки составлен акт от 26.12.2000, на основании которого налогоплательщику доначислено 452896 руб. налогов, 15936 руб. пени.

На основании акта проверки руководителем инспекции принято Решение от 24.01.2001 о привлечении ОВО при Губкинском ГРОВД Белгородской области к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 90580 руб., налогоплательщику предложено уплатить 452898 руб. налогов и 320051 руб. пени.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что ОВО при Губкинском ГРОВД Белгородской области не является плательщиком налога на прибыль, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с выручки, полученной за охрану объектов, поскольку деятельность подразделений вневедомственной охраны не является предпринимательской, а следовательно, эти органы не могут быть отнесены к хозяйствующим субъектам.

Данный вывод противоречит нормам материального права.

До введения
в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение доходов юридических лиц производился в соответствии с законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, которые действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации N 2116-1 от 27.12.91 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 указанного Закона является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Порядок обложения прибыли для некоммерческих организаций предусмотрен п. 10 ст. 2 указанного Закона, в соответствии с которым некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от этой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Статьей 39 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Согласно п. 7 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589, отделения вневедомственной охраны являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках. Основной задачей подразделений вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров, заключенных с гражданами и юридическими лицами (п. 2 Положения).

В
соответствии с п. 11 вышеназванного Положения средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ.

Таким образом, средства, получаемые отделами вневедомственной охраны при органах внутренних дел за оказанные платные услуги по охране имущества собственников в соответствии с заключенными договорами, являются выручкой от реализации продукции (работ, услуг), а следовательно, доходами от предпринимательской деятельности, и они подлежат обложению налогом на прибыль с суммы превышения доходов над расходами, как это предусмотрено в отношении некоммерческих организаций п. 10 ст. 2 упомянутого Закона.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 18.01.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является сумма выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Таким образом, с учетом положений ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации и данного Закона с 01.01.99 средства, получаемые отделом вневедомственной охраны по договорам от собственников охраняемого имущества, включаются в выручку от реализации услуг и облагаются налогом на пользователей автодорог.

Что касается местных налогов, то суду необходимо руководствоваться в этом вопросе Положениями “О порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов“, действующими в проверяемый период, и приобщить их к материалам дела.

Учитывая, что при рассмотрении спора судом не дана оценка фактических
обстоятельств дела (правильность расчета сумм доначисленных налогов, пени и штрафов), принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При рассмотрении спора в части обоснованности применения к истцу штрафных санкций за неуплату налогов суду следует учесть, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, что согласно п. 2 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. ч. 1 и 2 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.03.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.05.2001 по делу N А08-434/01-16 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.